ИКТ на уроках истории

  • Акатова Эльвира Равильевна, учитель истории, обществознания

Использование ИКТ на уроках истории актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности . Еще недавно учителя использовали учебники и наглядные пособия. Сегодня появилось множество средств организации учебного процесса. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты. Известны формы применения ИКТ на уроках истории:

  • работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
  • работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников
  • сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;
  • работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
  • использование Internet и медиа-ресурсов.

Применение данных форм работы позволяет создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией. Информационные технологии играют большую роль в формировании банка текстовых материалов (документально-методические комплексы, контрольно-измерительные материалы и т.д.). Они позволяют разнообразить задания иллюстрациями и схемами. Электронные версии КИМов дают возможность внести необходимые коррективы, облегчают доступ учащихся к обязательному минимуму знаний по теме, требованиям и рекомендациям к творческим работам и проектам, документально-методическим комплексам. Существенно экономят время и силы учителя и учащихся, способствуют развитию познавательного интереса.

Использование ИКТ имеют свои плюсы и минусы.

«Е.И. Машбиц отмечает следующие преимущества использования компьютера:

  1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
  2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению.
  3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
  4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.
  5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
  6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее».

Интернет оказывает большую помощь школьникам в подготовке к урокам истории . Учащиеся выходят на сайты Всемирной паутины и сталкиваются с большими трудностями, т.к не могут выбрать полезный и серьезный материал. Учителю необходимо помочь учащимся сориентироваться в Интернете в поиске нужной информации . А умелое сотрудничество педагога с компьютером, использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения более продуктивным и качественным. В Интернет можно найти тестовые задания, игры и информационный материал и для учителя.

ИКТ эффективно могут применяться на всех типах урока, т.к смена разных видов деятельности привлекают внимание учащихся к предмету изучения.

На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, упростить восприятие учениками сложных тем.

На этапе закрепления и контроля электронные тестовые задания дают возможность более объективно оценить знания ученика. При написании исследовательских работ и создании презентаций ИКТ также остаются неизменным помощником.

Для подготовки к ЕГЭ используются специальные диски с проверочными работами.

В своей работе я часто создаю и использую в программе Microsoft Power Point компьютерные презентации . Привлекаю к этой деятельности и учащихся. Для подготовки презентации ученик должен отобрать и использовать большое количество источников информации, при этом слайды должны быть не только красивыми, но и познавательными и отражать отношение учащегося к излагаемой теме. В процессе подготовки презентации ученики проявляют свои творческие способности. Презентации используются не только на уроках , но и во внеурочной деятельности, (например, при проведении классных часов и родительских собраний).

На уроках истории эффективно применяются схемы. Они дают возможность обобщить, систематизировать материал. Их можно использовать и для представления новой информации и для опроса учащихся.

Важную роль на уроках истории играют карты. Интерактивные карты можно применять и при организации практической работы, и при проверке знаний учащихся.

Необходимо указать и на недостатки использования ИКТ в образовании.

  1. Не все учащиеся имеют компьютеры в домашнем пользовании.
  2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
  3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
  4. Отсутствие контакта с учителем информатики.
  5. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
  6. Не хватает компьютерного времени на всех. Учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку и т.п.
  7. Существует вероятность, что учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам».

 Поэтому необходимо грамотно сочетать информационные технологии и традиционные наглядные средства обучения. Эта методика способствует формированию умений и навыков самостоятельного приобретения знаний учащимися.

Приложение

Литература

  1. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. с.169
  2. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.-М.: Педагогика, 1988 г.
  4. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14
  5. Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете.// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.75-77
  6. Женина Л.В., Маткин А.А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин общеобразовательной школе / под ред. И.Г. Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ,2004.
  7. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *