Групповое занятие по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и предложениях с учащимися 1-го класса коррекционной школы VIII-го вида

  • Лесникова Ирина Евгеньевна, учитель-логопед

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (721 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Форма занятия: групповая (4 учащихся).

Общее время – 40 минут.

Цель: закреплять четкое произношение звука ш в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

а) образовательные:

  • закреплять знания детей о согласном звуке и букве ш;
  • автоматизация звука ш в слогах, словах и предложениях;
  • совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза, а также анализа структуры предложения;
  • уточнять и обогащать словарь ;

б) развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, зрительное восприятие, память;
  • развивать общую и мелкую моторику;

в) воспитательные:

  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитывать культуру речи;
  • воспитание активности и коммуникативности у детей.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, карточки для игры «Определи место звука ш в словах».

Ход занятия

Деятельность логопеда Деятельность детей
1. Оргмомент

– Здравствуйте, дети! Рада вас видеть!

– Дети, сейчас за парты сядет тот, кто придумает слово со звуком ш.

– К нам на занятие пришли гости. Давайте посмотрим кто это? (Слайд 2)

Логопед добавляет к названию игрушек слова, характеризующие животных: зайчишка-трусишка, мышка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, мишка-шалунишка.

– Какой одинаковый звук вы услышали в названиях наших гостей?

Дети называют слова со звуком ш.

– Звук ш. (Слайд 3)

2. Сообщение темы урока. Характеристика звука ш по артикуляционным и акустическим признакам

Сегодня мы будем вместе с нашими гостями повторять звук ш. Кто скажет какой это звук? (Слайд 4)

– Какой буквой мы обозначаем звук ш на письме? (Слайд 5)

– Из каких элементов состоит буква ш? (Слайд 6)

– Сколько крючков в этой букве?

Напишите пальчиком на парте букву ш.

Дети дают характеристику звука ш.

– Буквой ш.

– Из крючков.

– Три.

Дети пишут букву ш пальчиком на парте.

3. Произношение звука ш в слогах. Анализ и синтез слова шум

Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел.

– Кто скажет как шумел лес?

(Слайды 7-10)

– Зайчишка-трусишка испугался, а лес стал шуметь по-другому.

– Кто скажет, как стал шуметь лес?

(Слайды 11-13)

– Зайчишка-трусишка очень испугался, но тут зашептались листья. Как они шептались? (Слайд 14)

– Сколько звуков в шепоте лисьев? Дополните их звуком м. Какое слово получилось? (Слайд 15)

– Разбросаем звуки в слове шум. Сколько звуков в нем?

Назовите 1-ый звук.

Назовите 2-й звук.

Назовите 3-й звук.

– Соединим звуки. Какое слово получилось?

– Давайте еще раз послушаем как шумел лес. (Слайд 16)

  • аш
  • ош
  • иш
  • уш

Дети работают с кассой букв, составляют слоги и записывают их на доске.

  • ша
  • шо
  • ши

Дети работают с кассой букв, составляют слоги и записывают их на доске.

шу

– Два.

– Шум

– 3 звука.

  • ш
  • у
  • м

– Шум.

Дети работают с кассой букв, составляют слово шум.

Дети читают записанные на доске слова.

  • аш – ша
  • ош – шо
  • иш – ши
  • уш – шу
4. Произношение звука ш в словах и предложениях

– Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал. Он принес нам волшебный чемоданчик. Подойдите к моему столу. Сейчас мы узнаем кого и что он увидел, когда шел по дороге.

(Слайд 17)

– Какие цветы росли на опушке леса?

– На опушке леса росли ромашки. Повторите предложение.

(Слайд 18)

– Кто сидел на ромашке?

– На ромашке сидел шмель. Повторите предложение.

(Слайд 19)

– Что висело на сосне?

– На сосне висели шишки. Повторите предложение.

(Слайд 20)

– Какую птицу увидел зайчишка на дереве?

– На дереве зайчишка увидел кукушку. Повторите предложение.

– Ромашки.

Ученик повторяет предложение.

– Шмель.

Ученик повторяет предложение.

– Шишки.

Ученик повторяет предложение.

– Кукушку.

Ученик повторяет предложение.

5. Определение позиции звука ш в словах

А сейчас с вами поиграет мышка-хохотушка. Ее самая любимая игра «Найди место звука ш в словах».

(Слайд 21)

Дети поднимают карточки, которые показывают позицию звука ш в словах: начало, середина, конец.
6. Физкультминутка

А сейчас с вами поиграет лягушка-попрыгушка. (Слайд 22)

Мы по лесу шли, шли только шишку нашли.
Дети дальше побежали и лягушку повстречали.
Лягушка-попрыгушка – глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки комары да мушки. (2–3 раза)

Дети изображают прыгающую лягушку, улетающих напуганных комаров и мошек.

7. Произношение звука ш в словах, подбор рифм

А сейчас мишка-шалунишка хочет поиграть с вами. Вернее он хотел поиграть с вами в слова-рифмы. Рифмы ‒ это такие слова, которые звучат, похоже. Например: шишки-мишки, кашка-букашка. Понятно? Но пока он шел к вам на занятие все картинки перепутал. Давайте ему поможем.

(Слайд 23)

Дети подбирают к словам рифмы.

(Слайд 24)

8. Самостоятельная работа в тетрадях. Составление графической схемы слов-отгадок и записывание их в тетрадь с опорой на схемы

А еще мишка-шалунишка приготовил вам загадки. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно.

(Читает загадки).

– Мягкие лапки, а в лапках царапки.

– Откройте тетради. Какое сегодня число? Нарисуйте графическую схему слова кошка и запишите это слово в тетрадь с опорой на схему. (Слайд 25)

– Живет в норке, грызет корки. Небольшие ножки, боится кошки.

(Слайд 26)

– Кошка.

– Мышка.

Дети отгадывают загадки. Составляют графические схемы слов – отгадок, делают их звукобуквенный анализ и записывают слова в тетрадь.

9. Составление предложения по картинке с использованием схемы. Анализ и синтез состава предложения Кошка ловит мышку. Выделение слов со звуком ш

(Слайд 27)

– Посмотрите на картинку. Составьте предложение по картинке, используя эту схему.

– Сколько слов в предложении?

Составьте предложение из 3-х слов. Назовите слова со звуком ш. Запишите эту схему в тетрадь.

– Три.

Дети составляют предложение, анализируют его и записывают графическую схему предложения в тетрадь, называют слова со звуком ш.

10. Произношение звука ш в словах, развитие навыков словообразования
А сейчас, ребята, давайте покажем нашим гостям игру, которая называется «Назови слово ласково». Я буду бросать мяч и называть слово, а вы измените слово так, чтобы в нем появился звук ш (петух, горох, медведь, рубаха, воробей, хлеб, мышь, птаха). Дети ловят мяч и называют слова ласково: петушок, горошек, мишка, рубашка, воробушек, хлебушек, мышка, пташка.
11. Итог занятия

Дети, какой звук и какая буква приходили сегодня к нам в гости?

Сегодня, ребята, вы очень порадовали меня и наших гостей своими ответами. Вы старались правильно произносить звук ш в слогах, словах и предложениях. Вы старались не допускать ошибок в речи, потому что были серьезными, внимательными, активными. Спасибо за работу! Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им: «До свидания! До новых встреч!»

– Звук и буква ш.

Дети прощаются с гостями и уходят в класс.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *