Экскурсионная деятельность в образовательном процессе

  • Сергунина Ольга Семеновна, учитель начальных классов

Музей и школа — традиционная тема для
московского образования
. Она закономерно
попала в поле зрения наших педагогов. Ведь если
процесс образования понимать как механизм
передачи ценностей науки, культуры и
исторического опыта поколений, то музей
необходимо признать основным звеном этого
механизма, поскольку он является важным
компонентом комплекса деятельности школы по
формированию основ системы воспитания.

Экскурсионная деятельность – это процесс
познания ребенком окружающего мира
(“…мне
интересно, я узнаю много нового…”).

В то же время, экскурсионная деятельность –
это и процесс активного взаимодействия ребенка с
окружающим его миром
(“…я мыслю,..я знаю,..я
действую…”). Являясь классным руководителем 4
“б” класса, поделюсь опытом работы.

Экскурсия – эффективная форма организации
учебной деятельности школьников.
Музейное
дело развивает воспитательный эффект урока,
выводя ребенка за пределы школы, заменяя
классное обучение беседой в музейных залах,
погружением в мир изучаемых предметов. Так,
посещение Дарвиновского музея расширило
представление детей о разнообразии животного
мира, Тимирязевского – познакомило с природным
сообществом леса, Политехнического музея – с
богатствами Хозяйки Медной горы, полезными
ископаемыми, музея “Забавушка” — с народными
промыслами (включая мастер-класс по росписи
Дымковской игрушки), музея “Огни Москвы” — с
историй и развитием освещения нашего города
(также с мастер-классом по росписи свечей).

Важное место я отвожу экскурсиям в организации
проектной деятельности с классом.
Эту работу
стараюсь проводить в системе. Так, при работе над
проектом “От А до Я” с первоклассниками мы
побывали в Музее “Волшебный Букварь”, а
готовясь к проекту по сказке А.Толстого “Золотой
ключик, или Приключения Буратино”, мы посетили
интер-активную экскурсию в Музее Буратино и
Пиноккио, в 3 классе, работая над проектом
“Космос” к 50-летию полета в космос Ю.Гагарина,
сходили в Планетарий Екатерининского парка,
Политехнический музей (зал космоса), Музей
Космонавтики.

Экскурсия является незаменимой формой
воспитательного воздействия на ученика.
И
важно, на мой взгляд, это воздействие тоже
осуществлять системно, от простого к сложному.
Примером могут служить экскурсии сначала в
Уголок дедушки Дурова, музей театра кукол имени
С.Образцова, затем в музей Ретроавтомобилей,
музей Мебели, музей Этномир и,наконец, в
Третьяковскую Галерею.

Изучая родной город, также в системе, ребенок
растет нравственно, развивается гармонично. Так,
удачной оказалась экскурсия в 1 классе “Стены и
башни Кремля”, во 2 классе – автобусная
экскурсия по Москве, в 3 классе – экскурсия по
московскому Кремлю и Оружейной палате.

Через экскурсионную деятельность возможно и
постепенное, ненавязчивое гражданско –
патриотическое воспитание школьников в духе
культуры мира.
Так, если в 1 классе знакомство
со школой традиционно включало в себя
обязательное посещение школьного Музея боевой
славы 42 Смоленской Орденов Суворова и Кутузова
стрелковой дивизии, то во 2 классе это уже была
тематическая экскурсия по школьному Музею, а
также посещения Музея В.Талалихина в школе № 480. В
3 классе нас заинтересовал Музей Танка Т-34 и
Мемориал на Перемиловской высоте, а в 4 классе в
канун 70 летия Битвы за Москву мы собираемся в
Музей Великой Отечественной войны на Поклонной
горе.

Педагогическая эффективность экскурсионной
деятельности очевидна
. Обучение и воспитание с
помощью музея активизирует школьников,
мобилизует и развивает их способности,
стимулирует любознательность и интерес к той
огромной сумме знаний, которую накопило
человечество.

При этом можно отметить определенные показатели
умственного и психического развития младшего
школьника.
Это:

  • Усложнение речи, ведь словарный запас
    обогащается посредством многочисленных
    искусствоведческих и исторических терминов,
    отрывков из литературных произведений.
  • Умение анализировать архитектурные памятники и
    ориентироваться во времени.
  • Умение внимательно выслушивать, рассматривать,
    воспринимать и запоминать памятные места и
    события.
  • Умение применять на экскурсии знания,
    полученные в школе, и, наоборот, узнанными на
    экскурсии знаниями дополнять школьный материал.

Через музейный всеобуч, как мне кажется, можно
добиться:

  • Гармоничного развития личности детей на основе
    комплексного подхода к воспитанию.
  • Формирования у учащихся исторического
    сознания, креативного (творческого) отношения к
    действительности.
  • Преодоление девиантных (отклоняющихся от нормы)
    проявлений личности путем формирования
    ориентации на общечеловеческие ценности.

А более отдаленными во времени результатами
можно считать и улучшение отношений с
педагогами, родителями, повышение интереса к
чтению научной, исторической и классической
литературы, в том числе и к домашнему чтению
вместе с родителями.

Предлагаю вашему вниманию Сводную таблицу
“Экскурсионное сопровождение образовательного
процесса”
, где по каждому классу мною
представлены некоторые музеи, посещение которых
действительно считаю эффективным.

Экскурсионное сопровождение
образовательного процесса


Класс Экскурсия Применение
1 класс Школьный музей

Музей
“Забавушка”

Балашихинская Звероферма

Музей “Огни Москвы”

Музей “Волшебный Букварь”

Экскурсия “Стены и башни Кремля”

Музей — Уголок Дурова

Музей ретро-автомобилей

ОМ, ВР

ОМ, ИЗО и ХТ

ОМ,ЛЧ, ИЗО и ХТ

ОМ, ИЗО и ХТ

ЛЧ, ПД

ОМ, ВР

ОМ, ИЗО и ХТ

ОМ, КН

2 класс Школьный музей

Музей В
Талалихина

Московский Зоопарк

Политехнический (У Хозяйки медной горы)

Музей Буратино и Пиноккио

Экскурсия по Москве

ВР и ГВ

ВР и ГВ

ОМ, ИЗО и ХТ

ОМ

ЛЧ, ПД

ОМ, ВР

3 класс Политехнический музей (Космос)

Музей
Космонавтики

Экскурсия “Кремль и Оружейная палата”

Дарвиновский музей

Тимирязевский музей

Музей Васнецова

Планетарий

Музей Мебели

ОМ, ПД

ОМ,ПД

ОМ,ПД

ОМ, ЛЧ

ОМ, ЛЧ

Окруж, ИЗО и ХТ

Окруж, проектная

ОМ, КН

4 класс Политехнический музей (обзор)

Третьяковская
Галерея

Музей ВОВ на Поклонной горе

Музей “Бородинская панорама”

Исторический музей

ОМ, ПД

КН, ОМ, ИЗО и ХТ

ГВ, ВР, ЛЧ, ОМ

ОМ,ВР

ОМ,КН

Важное место во всей этой работе я уделяю
рефлексии
. После посещения музея, после
экскурсии обязательно следует продолжение
(отзыв, рисунок, проект, опрос на уроке, беседа на
перемене, обсуждение в группе продленного дня и
пр.). Конечно же огромную помощь и поддержку я
получаю от родителей моих учеников, которые в
силу своей заинтересованности являются
союзниками в моих начинаниях.

В качестве рефлекии к сегодняшнему
выступлению, в свете ФГОС и формирования
универсальных учебных действий младших
школьников я предложила четвероклассникам
ответить на три вопроса:

  1. Что вы узнаете во время экскурсий? (Много нового,
    интересного, полезного)
  2. Чему вы учитесь на экскурсиях? (Слушать и
    слышать, анализировать, применять на уроках и в
    жизни)
  3. Что вы чувствуете после экскурсий? (Радость от
    ума, новых знаний, счастье от общения, гордость за
    город, страну)

Это лишь некоторые ответы, которые я
представила на диаграмме.

Таким образом, подводя итоги, хочу отметить,
что музей:

  • Расширяя общеобразовательные знания, является
    могучим и дружественным помощником ребенку в
    развитии его интеллекта.
  • Служит целям обогащения
    когнитивной(познавательной) основы развития
    личности школьника, необходимой не только для
    успешной учебной деятельности в школе, но и для
    последующей жизни.
  • Является педагогическим средством постоянного
    совершенствования содержания и методов
    воспитания ребенка в современных условиях.

Я надеюсь, что эти материалы помогут вам, вашим
детям и воспитанникам совершить путешествие в
многообразный и удивительный мир музеев. Они
могут быть полезны родителям и учителям, которые
стремятся организовать досуг детей, подарить им
радость открытий.

Презентация


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *