Доброе слово

  • Винская Анна Владимировна, учитель начальных классов

Цель урока: научить детей употреблять в своей речи добрые слова в
разных ситуациях.

Задачи:

  • образовательная: расширять словарный запас учащихся по данной
    теме, учить детей правильно подбирать добрые слова в зависимости от
    ситуации, учить говорить комплименты.
  • коррекционно-развивающая: развивать речь и мышление учащихся
  • воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу, правила культурного общения.

Оборудование: волшебный мешочек, клубок ниток.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!
Знаете ли вы, что когда люди здороваются друг с другом, они желают друг другу
здравия, здоровья. И в этот день, кроме здоровья, давайте пожелаем друг другу
хорошего настроения.

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: “Доброе слово”. Сегодня мы проверим, кто же знает больше
добрых и вежливых слов. Скажите, слово “Здравствуйте” является добрым? Почему?

А зачем нужно знать добрые слова? Приятно ли слышать добрые слова от других
людей? (Нужно быть вежливым человеком, всегда говорить добрые слова, потому что
это приятно нам и другим людям.)
Скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы вспомним
вежливые, добрые слова.)

3. Актуализация знаний.

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков
вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Чем
больше мы употребляем в речи вежливых слов, тем больше людей относятся к нам
хорошо. Сейчас мы поиграем в игру “Доскажи словечко”, проверим, все ли добрые
слова вы знаете? Будьте внимательны!

Встретив зайку, ёж – сосед
Говорит ему: “…”
(Привет)

А его сосед ушастый
Отвечает: “Ёжик, …”
(Здравствуй)

К осьминожке камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: “…”
(До свиданья)

Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: “…”
(Извини)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Её пробулькала: “…”
(Спасибо)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: “…”
(Будь здорова)

Говорит лиса Матрена:
“Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!”
Ты, лиса, не жалуйся,
А скажи: “…”
(Пожалуйста)

Бегемот и слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: “Только …”
(После вас)

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: “…”
(Благодарю)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: “…”
(Поздравляем)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: “…”
(Прошу прощенья)

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: “…”
(С Добрым утром)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: “…”
(Добрый день)

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы конечно рады встрече.
Скажем гостю: “…”
(Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: “…”
(Спокойной ночи)

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы.
И кричат ему они:
“Вкусно? Ты хоть намекни!”
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: “…”
(Угощайтесь)

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
“Разреши …
(представится)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!”
Ответит незнакомица:
“Приятно ….”
(Познакомиться)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита:
“Ешьте! Приятного вам …”
(аппетита)

Давайте подведем итоги, кто же самый вежливый, кто больше всех угадал добрых
слов. (Подведение итога.)
Ребята, какие добрые слова мы каждый день употребляем в речи? (Каждый день мы
говорим здравствуйте, привет, до свидания, пока, спасибо, пожалуйста, приятного
аппетита).
Молодцы! Скажите, а как можно поздороваться с другим человекам? Может ли наше
приветствие зависеть от времени суток? (Другому человеку можно сказать
“Здравствуйте”, “Привет”, “Доброе утро”, “Добрый день”, “Добрый вечер”.)
Посмотрите, как можно различными способами поздороваться с друзьями, учителями и
родственниками. Очень часто мы забываем говорить эти слова другим, забываем про
них, пользуясь одними и теми же вежливыми словами. Очень мало в жизни ситуаций,
когда можно сказать то или иное доброе слово.

4. Физкультминутка.

Хомячок нашел орех (Дети наклоняются вперед, делают хватательное
движение руками, затем выпрямляются и прижимают кулачки к груди)
Разделил орех на всех (Ребром правой ладони ритмично ударяют по
левой.)
Дал соседям хомячкам (Протягивают руки вперед ладошками вверх.)
И еще осталось нам (Прижимают ладошки к груди).

5. Закрепление.

Сейчас мы с вами проверим, в какой ситуации вы использовали бы вежливые
слова, которые я для вас подобрала. Для этого мы поиграем в игру “Волшебный
мешочек”. Каждый из вас должен вытянуть из мешочка по одному слову, и рассказать
в какое время суток, в какой момент и кому он скажет это слово.
(В мешочке слова: “Добрый вечер”, “Приятного аппетита”, “Прошу прощенья”,
“Поздравляю”, “Угощайтесь”, “Приятно познакомиться”, “Будь здоров”, “Спокойной
ночи”, “Доброе утро”, “Благодарю”.)
Хорошо, вы справились с этим заданием. Трудно ли говорить добрые слова другим
людям? (Всегда приятно говорить и слышать от людей эти слова.)
А сейчас возьмите свои стульчики, поставим их по кругу. Скажите, приятно ли
слышать комплименты? Являются ли комплименты добрыми словами, показателями того,
что вы вежливый, культурный человек?
Люди часто стесняются говорить друг другу комплименты, нам проще обидеть
человека, наговорить ему гадостей, чем сказать насколько он хорош. Сейчас мы
поиграем в игру “Комплименты”. Каждый должен будет передать клубок ниток тому
человеку, которому вы захотите сказать комплимент. (Дети говорят комплименты и
при этом передают друг другу клубок ниток. По окончанию игры весь класс
оказывается “сшит” воедино.)

Вот видите, какой у нас дружный класс. Мы многое знаем друг о друге и не
стесняемся говорить друг другу комплименты. А ведь это так интересно и приятно!

6. Итог урока.

Вот и подошел наш урок к концу. Сегодня мы вспомнили много добрых слов,
давайте еще раз их перечислим.
А зачем нам знать вежливые слова? Как будут к нам относиться люди, если к ним
относиться вежливо? Много ли вежливых слов мы употребляем в речи каждый день?
Какие задания мы выполняли с вами на уроке? Что вам понравилось больше всего?

Спасибо за урок! Не забывайте говорить друг другу добрые слова!


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *