Дню рождения Пермского края посвящается… Литературно–музыкальная гостиная

  • Тихонова Ольга Борисовна, преподаватель русского языка и литературы

Цель: познакомить с особенностями
культуры народов, населяющих Пермский край.

Задачи:

  • Воспитать чувство гражданственности, как
    основного показателя успешной социализации
    подростков; воспитать чувство патриотизма у
    учащихся;
  • Обобщить знания о традициях, обычаях народов
    Прикамья;
  • Толерантное отношение к людям других
    национальностей через вовлечение в творческую
    деятельность (выступление фольклорных
    коллективов, чтение стихотворений, песен).

Оборудование: мультимедийная
презентация, оформление центральной стены,
магнитофон, кулинарные изделия для русского
чаепития.

Ход мероприятия

Демонстрация мультимедийной презентации
«Пермский край — единый край».( 1,5мин.)

Ведущая: Сегодня особенный день! Я очень рада
видеть всех присутствующих здоровыми,
положительно настроенными на урок.

Вы у меня самые лучшие, дорогие ребята!

Поприветствуйте друг друга и присутствующих
гостей! (Приветствие учащихся). Общаться с вами —
одно удовольствие!!!

Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

(о Пермском крае, о природе, о Кунгуре и т.д.)

(ответы учащихся).

Целеполагание: безусловно, всё то, что вы
сейчас сказали — это правильно.

Я лишь добавлю, что сегодня мы постараемся
лучше узнать друг друга, стать ближе друг другу.
Мы познакомимся с традициями, народным
творчеством, кухней тех, кто населяет наш край.
Совершим заочную экскурсию по Кунгуру, моей
малой родине. А результатом нашего мероприятия
должна стать рукописная книга, которую мы
подарим училищу.

В течение мероприятия вы сможете заработать
жетоны (картинки с изображением Пермского края),
которые вам пригодятся для оформления страниц
рукописной книги (показать).

А почему мы обратились к этой теме? Надо любить
свою малую родину.

Вот об этом и поговорим.

Пусть сегодня эпиграфом нам служат слова: «Мы
любим свой край и свою малую Родину!». (Повесить
эпиграф).

Итак, друзья, в добрый путь!

План и ход мероприятия:

Что вы знаете о Пермском крае? Когда он был
образован?

(Пермский край образован 1 декабря 2005 года в
результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого
автономного округа в соответствии с
результатами референдума, проведённого 7 декабря
2003 года, в ходе которого более 83% населения обеих
территорий высказались за объединение).

Край образован на основании Федерального
конституционного закона от 25 марта 2004 года №1 —
ФКЗ «Об образовании в составе Российской
Федерации в результате объединения Пермской
области и Коми-Пермяцкого автономного округа».

Пермский край занимает площадь 160236,5 кв.км на
восточной окраине Русской равнины и западном
склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух
частей света — Европы и Азии.

Территория региона почти полностью
расположена в бассейне реки Камы — крупнейшего
притока реки Волги.

Пермский край граничит с двумя областями и
тремя республиками РФ: на севере с республикой
Коми, на западе — с Кировской областью и
Удмуртией, на юге — с Башкирией, на востоке — со
Свердловской областью. (показать границы).

Презентация 1.

Слайд № 3 . Перед вами карта, герб и флаг нашего
края.

В начале нашего занятия вы видели на слайдах
замечательные картины природы. Случайно ли это?

(Жители нашего края любят свою малу родину,
бережно относятся к природе, своим вокальным
ансамблям они дают названия, связанные с
природой. Часто героями песен становятся птицы,
звери, да и сама природа).

Вот и стихотворение о Пермском крае не стало
исключением. Послушаем?

(Гимн Пермскому краю, читают учащиеся).

Какие чувства переданы в стихах?(Любовь и
гордость за свою родину, за её густые леса,
полноводные реки, могучие сосны и ели, украшающие
берега. Автор вспомнил и Кунгур, и Бажова, Ленина
и Татищева).

Согласны ли вы с мнением, что наш край —
богатый? А чем он богат?

А ещё, друзья, он богат народами, населяющими
его.

Слайд № 4. (народы, населяющие край)

  • Люди — главное богатство нашего края.

Слайды № 5, 6, 7, 8.

Данные 2001 года, данные переписи населения,
графическое изображение.

По некоторым данным на территории нашего края
насчитывается более 150 народов, по другим — у нас
проживают люди более 80 национальностей.

Несколько групп существенно выделяются, это вы
увидели на представленных слайдах.

Самая многочисленная группа — это русские.
Познакомимся поближе?

Что вы знаете о русских? (ответы учащихся)

Русские; их происхождение; хлеб-соль — символ
всех торжеств русских. Так встречают дорогих
гостей, жениха с невестой. Существует поверье,
что кто больше откусит от каравая, то и будет в
доме верховодить.

Традиционными являются русские плясовые,
хороводы.

Народные промыслы русских — ткачество,
гончарное производство.

Ребята, а известны ли вам традиции русских?

(1 сентября — старинная встреча Нового года.
Обряды жизненного цикла : рождение, имя, крещение,
Пасха, Троица и др.)

По старинным русским традициям преподносим вам
, дорогие гости, хлеб-соль.

Откушайте, да нашу песню послушайте! (Звучит
песня о берёзе).

Представьте себе, что мы с вами — в другой
стране, на спортивном мероприятии (футбол), как
поприветствуем русских, Россию? (Российскими
флагами).

Следующими по численности идут татары.

И у нас в гостях сегодя — замечательные артисты
татаро-башкирского центра! Встречайте!!!
(Выступление гостей).

Что вы знаете об этом народе?

Слайды № 15 , 16 , 17 , 18 .

История расселения, национальные особенности,
праздник САБАНТУЙ, современные представители,
жители села Карьёво.

Ребята, а есть ли среди вас те, кто знает
татарский язык?

Для вас музыкальная пауза. Юная жительница села
Верхний Сып подготовила для вас подарок.
Послушайте и переведите.

Слайд № 19 — (звучит песня и
слайд-шоу).

О чём эта песня? (О родине, о цветах, природе, о
жителях села.)

В родную сторону держу дорогу,
В родную сторону, в родную сторону.
На самую красивую землю-маленькую родину,
Когда поспевают ягоды.
Родная сторона, родная сторона!
Тороплюсь я к берёзкам, что в моей родной стороне.
Волнуется моя душа и трепещет.
Успокойся, душа, потерпи!
В березняке созрели ягоды,
Поскорее их сорви!

Следующая группа — коми-пермяки.

Слайд № 20.

Коми — общее название двух народов европейской
части России. Один из них коми-зыряне — живёт в
республике Коми, другой — в Коми-Пермяцком
автономном округе Пермской области. Численность
всех коми — около 500 тыс. человек.

Коми-пермяцкая культура основана на
собственных традициях. Богатейшие традиции
обрядов и праздников связаны с земледельческим
народным календарём, передаются из поколения в
поколение.

Россия родная и Парма родная
Меня вы две матери добрых взрастили,
И боль в моём сердце,
И радость двойная,
Судьба по плечу мне и ноша по силе.

Встретились ли вам непонятные слова? Что такое
Парма?

(Парма на языке коми — это природа).

Какие чувства переданы в стихах? (Любовь к
русской природе, гордость за свою родину, её
густые леса, полноводные реки, могучие сосны и
ели, украшающие берега:. Народ ценит красоту
своего края и называет зелёным золотом).

Есть ли сходство между татарской песней и
коми-пермяцким стихотворением? (все любят
природу и родину).

Какое животное встречается и на каких символах
Пермского края? (медведь у коми — пермяков был
священным животным, считался хозяином тайги и
лесного богатства. А называли его на языке коми —
Ош. Миша — Оша являлся героем многих коми —
пермяцких народных сказок. Например, «Медвежья
нянюшка», «Оша — Миша и его стряпухи»).

Башкиры (слайд №20) насчитывают историю в
несколько столетий.

Народный духовой инструмент — курай.

В Прикамье ежегодно организуются праздники и
фестивали башкирской культуры.

Выступление фольклорного коллектива.

Удмурты (слайды №21,22).

Марийцы (слайд №23).

Рукоделие — главное достоинство марийских
женщин.

Скажите, а в нашей группе есть люди разных
национальностей? (Да).

Слайды №25, 26.

Как нужно относиться друг к другу (любить,
уважать, помогать, помнить добро).

Слайд №27. Кунгур — мой город. Здесь я родилась.
У русских есть пословица: «Где родился — там и
пригодился».

Я призываю всех вас любить свою малую родину,
украшать её, стройте заграницу у себя дома.

Благодаря новым технологиям мы с вами имеем
возможность, оставаясь в классе, совершить
заочную экскурсию по любому городу нашего края.
Кунгур — моя родина. Пожалуйста, внимательно
просмотрите фильм и ответьте на вопросы.
(Просмотр фильма). (7минут).

Вопросы:

  • В каком году образован Кунгур? (1663)
  • Кто первый в крае начал заниматься добычей соли?
    (Строгановы)
  • Назовите 3 реки, на слиянии которых образован
    Кунгур? (Сылва, Ирень, Шаква).
  • Купцы-магнаты? (Губкин, Грибушин, Кузнецов).
  • Кунгурские храмы?
  • Название Кунгур-татарское, переведите (тёмный,
    смуглый, город куниц).

А сейчас — творческое задание: рукописная
книга в память о нашей сегодняшней встрече.
(Коллаж). (5минут).

Друзья, наш народ всегда считался очень
хлебосольным.

Готовясь к этому мероприятию, мы пришли к
выводу, что даже в наших кухнях есть много общего.
Вы на пороге большой жизни. Как знать, может быть
когда-нибудь вам придётся готовить блюда
национальной кухни других народов. Будем считать
наше мероприятие маленькой репетицией.

Продемонстрируйте, что у вас получилось.

(каравай, хворост, чек-чек.)

Рефлексия: друзья, узнали ли вы что-то
новое о Пермском крае?

Вам понравилось?

Поднимите, пожалуйста, красные карточки те, кто
ещё не всё узнал о Пермском крае, остались
неоткрытые страницы?

А о чём вам хотелось бы узнать?

Пермский край является маленькой частью нашей
огромной Родины.

Российский гимн прославляет все народы,
живущие в стране, их мудрость является общим
достоянием. (Гимн России).

По старинному обычаю мы приглашаем вас на чай,
отведайте наши сладости.

Каждому из вас мы приготовили маленькие
подарки — рецепты разных народов. Когда-нибудь
вам это обязательно пригодится.

Презентация 2.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *