Частные вопросы при изучении темы: Компьютер и его программное обеспечение

  • Долгошеева Татьяна Николаевна, учитель информатики

Сложность изучения этой темы заключается в том,
что устройство компьютера изучается в основном
по схемам и у учащихся возникают трудности в
осмыслении того, что находится и происходит
внутри “черного ящика”. Даже наглядный показ
внутреннестей компьютера ничего не объясняет.
Эту тему лучше изучать в несколько этапов:

Структура изучения раздела
“Компьютер и его программное обеспечение”

Изучение функционально-структурной
организации ПК:

  • Первоначальное знакомство с “видимыми”
    частями компьютера (клавиатура, дисплей,
    системный блок).
  • Изучение упрощенной структурной схемы ПК,
    функциональные возможности и назначение
    отдельных блоков.


  • Изучение подробной схемы ПК, функциональные
    возможности, назначение отдельных
    устройств.Программный принцип работы
    компьютера.Последовательность работы отдельных
    блоков ПК.
  • Изучение устройств ввода /вывода ( схема ,
    функциональные возможности, назначение , принцип
    работы).
  • Изучение запоминающих устройств ПК.
  • Изучение устройства и работы процессора.

Процессор

  • Изучение внутри машинного системного
    интерфейса.

Логическая схема системной платы


  • Функциональные характеристики ПК
    (быстродействие, производительность, тактовая
    частота, разрядность, типы процессора).

Изучение физических принципов работы
компьютера. Логические основы построения ПК:

  • базовые логические элементы (И, ИЛИ, НЕ).
  • структуры передачи информации (шины).
  • структуры обработки информации (сумматор).
  • структуры запоминания (триггер).
  • структуры выбора (дешифратор).

Классификация программного обеспечения

4. История , состояние, тенденции развития ЭВМ

При изучении темы важно правильно подобрать
систему заданий, раскрывающих назначение
устройства, его функциональные возможности,
схему его внутреннего устройства.

Пример.

  1. При изучении элементарной схемы компьютера
    традиционными является задания: “Есть следующий
    набор устройств, надо выбрать те устройства, из
    которых можно построить компьютер.
  2. При изучении логических основ устройства
    компьютера учащихся можно поставить в роль
    инженера – конструктора и предложить им
    самостоятельно сконструировать одно из
    устройств, других учащихся можно попросить
    исследовать , построенную конструкцию.

Полезно использовать информацию в этих
заданиях об истории создания, о марках, различных
представителей этих устройств, о фирмах
изготовителях, о других сравнительных
характеристиках.

Пример.

  1. При изучении накопителя на жестких магнитных
    дисках
  2. (винчестер) можно привести историческую
    справку: ”Винчестер-название магазинных , а
    позже автоматических винтовок, выпускавшихся с
    середины XIX века американской фирмой стрелкового
    оружия по имени ее основателя О.Ф. Винчестера ”.
  3. Размер ( номер ) жесткого диска совпал с номером
    винтовки марки Винчестер.

Работа процессора.

Работа процессора станет для учащихся простой
и ясной, если учитель хотя бы один раз объяснить
ее , используя методику “жевания”.

При выполнении простой операции, например
сумма двух чисел, процессор выполняет следующие
действия:

  1. В программный счетчик (обозначим СК)
    устанавливается адрес команды, которую будут
    выполнять. Этот адрес передается в оперативную
    память
    (ОП) и помечается некоторая ячейка.
  2. Устройство управления процессора передает
    в ОП сигнал чтения, происходит снятие копии
    помеченной ячейки, и эта копия поступает в регистр
    команд АЛУ.
  3. Команда из регистра команд передается в дешифратор
    и там расшифровывается.
  4. В расшифрованном виде она поступает в сумматор.
  5. При этом сумматор запрашивает из ОП данные,
    и они поступают в регистр данных.
  6. Сумматор выполняет команду.
  7. Результат отправляет в аккумулятор (АЛУ).
  8. Из аккумулятора он сбрасывается в ОП по
    адресу, указанному в расшифрованной команде.

Итак, процессор выполняет 4 такта, что бы
сложить (умножить) два числа:

1 такт. Читать СК (1.)
2 такт. Читать команду (2-5)
3 такт. СК увеличить на 2
4 такт. Выполнить команду.( 6-8 )

И в заключительной части своей работы я бы
хотела предложить тесты по теме “Компьютер и его
программное обеспечение “

Тест № 1. Устройства ввода/вывода

  1. Какое устройство не относится к устройствам
    ввода информации:
    Джойстик
    Графический планшет
    Клавиатура
    Графопостроитель
    Мышь
  2. Какой принтер печатает путем разбрызгивания
    чернил по конуру символа:
    Лазерный
    Лепестковы
    Струйный
    Матричный
  3. Укажите устройство для передачи данных в
    цифровом виде по аналоговым каналам связи:
    Клавиатура
    Модем
    Дисплей
    Графический планшет
    Графопостроитель
  4. Укажите устройство визуального отображения
    данных:
    Клавиатура
    Модем
    Дисплей
    Джойстик
    Графопостроитель
  5. При использовании какого устройства ввода
    графической информации контур изображения
    обводится специальным пером:
    Клавиатура
    Модем
    Дисплей
    Графический планшет
    Графопостроитель

Тест № 2. Процессор

  1. Какое устройство в процессоре обеспечивает
    порядок выполнения операций и прерывания?
    АЛУ
    Устройство управления
    Регистры
  2. Какое устройство в процессоре обеспечивает
    выполнение вычислительных действий?
    АЛУ
    Устройство управления
    Регистры
  3. Какое устройство не входит в состав АЛУ?
    Декодирующее устройство
    Регистр команд
    Регистр данных
    Счетчик команд
    Сумматор
  4. Какой регистр в АЛУ служит для приема и хранения
    кода команды, подлежащей выполнению?
    Декодирующее устройство
    Регистр команд
    Аккумулятор
    Сумматор
    Регистр данных
  5. Какое устройство в АЛУ определяет тип команды
    по ее коду?
    Декодирующее устройство
    Сумматор
    Аккумулятор
    Регистр данных
    Регистр команд

Тест № 3. Память

  1. Укажите устройство , которое использует в своей
    работе лазерный луч
    НЖМД
    НГМД
    ОЗУ
    ПЗУ
    CD-ROM
  2. Укажите накопитель без съемных носителей
    НЖМД
    НГМД
    CD-ROM
    СТРИМЕР
  3. Укажите устройство, состоящее из одной или
    нескольких микросхем, постоянно хранящих
    программы для управления компьютером
    НЖМД
    НГМД
    ОЗУ
    ПЗУ
  4. Укажите устройство, все элементы которого
    помещены в металлический герметический корпус.
    НЖМД
    НГМД
    CD-ROM
    СТРИМЕР
  5. Укажите энергозависимую память
    НЖМД
    НГМД
    ОЗУ
    ПЗУ

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *