Архитектура, скульптура и живопись в период расцвета Средневековья. Урок истории средних веков в 6-м классе

  • Суворова Наталья Николаевна, учитель истории, обществознания, ИЗО

Цели:

  • ознакомить учащихся с памятниками
    средневековой архитектуры, скульптуры и
    живописи, их особенностями;
  • продолжить формирование умений работать над
    кластером;
  • давать оценку отдельным явлениям культуры.

Оборудование: мультимедийный проектор,
экран, компьютер, экспозиция репродукций,
относящихся к романскому и готическому стилям, Приложение 2 (на партах учащихся).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (тест).

    1. Кто написал “Божественную комедию”?
    2. А) Уильям Ленгленд

      Б) Роджер Бэкон

      В) Данте Алигьери

    3. Как назывались поэты-певцы на юге Франции?
    4. А) трубадуры

      Б) жонглёры

      В) артисты

    5. Когда появилась “Песнь о Роланде”?
    6. А) в XII веке

      Б) в XIII веке

      В) в XIV веке

    7. Каким был идеальный рыцарь?

А) агрессивный и злой

Б) смелый, благородный, знающий этикет

В) неграмотный, никому не подчиняющийся.

3. Постановка целей и темы урока.

Частью культуры любого народа является не
только литература, различные изделия
ремесленников, но и здания, которыми были
застроены средневековые города, памятники
скульптуры, картины. Зная специфические
особенности архитектурного стиля,
художественных приемов, можно безошибочно
определить период их создания. С такими
особенностями архитектуры, скульптуры и
живописи мы ознакомимся на нашем уроке, то есть
что же отличает памятники архитектуры,
скульптуры и живописи в период расцвета
Средневековья?

4. Работа над темой урока.

а) Объяснение материала учителем
(одновременное сопровождение зрительного ряда
презентацией к уроку. Приложение 1).

— С 11 века в Западной Европе началось большое
строительство. В период средневековья
развивалась архитектура, скульптура, живопись.
Сильную роль в этом играла церковь. В 11-12 веках
церковь достигла вершины могущества. Ее влияние
на духовную жизнь того времени было безгранично.
Церковь была главным заказчиком произведений
искусства. И в проповедях церкви и в сознании
народа жила идея греховности мира, исполненного
зла, соблазнов, подвластного воздействию
страшных и таинственных сил. Сцены страшного
суда и апокалипсиса — ведущий сюжет в оформлении
церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом
искусства в средние века была архитектура. В
архитектуре Византии преобладал тип
крестово-купольного храма
. Стены украшались
мозаиками. В церковной живописи реалистические
традиции сочетались с элементами условности.
Великолепный образец архитектуры Византии- храм
Св.Софии в Константинополе, стены которого
украшены замечательной разноцветной мозаикой, а
крышу завершает огромный купол. При Карле
Великом во Франции было развернуто грандиозное
строительство. Непрерывно строились феодальные
замки и церковные соборы. Церковное
строительство особенно усилилось около 1000 г. в
связи с ожидавшимся, согласно учению церкви,
концом света. С этого времени для возведения
построек в Западной Европе широко использовали
камень. Основной архитектурной задачей было
создание каменного, по большей части
монастырского храма, отвечающего требованиям
церковной службы. Главным его типом является тип
базилики
. Суровость и мощь романских храмов
были порождены заботами об их прочности.
Строители ограничивались простыми массивными
формами из камня, оконные и дверные проемы очень
узкие. В очертаниях форм преобладают простые
вертикальные или горизонтальные линии, а также
полуциркульные арки. Стремясь к облегчению
конструкций романские мастера решали очень
сложные задачи прочности сооружений. Появились
конструкции, в которых нейтрализация распора
достигалась за счет взаимодействия
уравновешивающих друг друга сил, одним из таких
решений явилось создание крестовых сводов
образованных пересечением двух пересекающихся
под прямым углом отрезков полуциркульных сводов
равного радиуса. Храм романского стиля чаще
всего развивает унаследованную от римлян
древнехристианскую базилику. В плане это латинский
крест
. Наружный вид романского храма суров
прост и ясен. Тяжесть каменных сводов могли
выдержать только толстые, мощные стены с
немногочисленными и узкими окнами. Для скульптур
романтического стиля характерен полный отказ от
реализма в трактовке природы и человеческого
тела. Исключительно церковная по содержанию была
и настенная живопись- плоскостная, отрицающая
трехмерность фигур и перспективу. Формы
романской культовой архитектуры в частности
обилие плоскостей способствовали
распространению монументальной скульптуры,
которая существует в форме рельефа,
распластанного на плоскости стены или
покрывающая поверхность капителей. Обращают на
себя внимание разные масштабы фигур. Размер их
зависит от иерархической значимости того, кто
изображен: Христос всегда больше ангелов и
апостолов, которые в свою очередь больше простых
смертных. Но это только одна зависимость. Фигуры
находятся в определенном соотношении и с
архитектурными формами. Изображения в середине —
крупнее, чем те которые находятся по углам. На фризах
помещаются фигуры приземистых пропорций, а на
несущих частях — удлиненные. Для искусства этого
времени характерна также любовь ко всему
фантастическому, это заметно и в выборе сюжетов
-Апокалипсис. Часто встречаются в орнаментах
фантастические существа. Памятники романского
искусства рассеяны по всей Западной Европе. В
грандиозных храмах Бургундии, занявших первое
место среди французских школ, были сделаны
первые шаги к изменению конструкции сводчатых
перекрытий в типе базиликального храма.
Классический образец такого сложного типа —
пятинефная монастырская церковь в Клюни. Это был
самый большой храм из всех построек того времени.
Своими размерами он значительно превосходил
даже главный храм католического христианства —
базилику Святого Петра в Риме. (187 метров
против 120 метров в длину). Жертвуя верхним светом,
в центральном нефе, строители возводили так
называемые зальные церкви равной или почти
равной высоты, благодаря чему, распор
центрального свода погашался отчасти встречным
давлением боковых. Боковые нефы делали
даже двухъярусными, что увеличивало их тяжесть, а
также делало здание более вместительным. В
Германии особое место в строительстве соборов в
12 веке занимали города на Рейне. Центром
композиции всегда служит фигура Христа. Верхнюю
часть занимает небо, нижнюю — грешная земля, по
правую руку Христа находится рай и праведники
(добро) по левую — осужденные на вечные муки
грешники, черти и ад (зло).

На смену романскому искусству пришла готика.
Название это тоже условно. Оно было синонимом
варварства в представлении историков
Возрождения, которые впервые применили этот
термин, характеризуя средневековое искусство.
Первые соборы, построенные в готическом стиле в
Северной Франции, датируются 2-й половиной 12 в.
Характерная черта готики — устремление зданий
ввысь. В них появляются огромные окна, украшенные
яркими разноцветными стеклами — витражами.
Великолепные готические соборы в Париже, Шартре,
Бурже, Бове. Повышенная одухотворенность,
нарастающий интерес к человеческим чувствам, к
индивидуальному, красоте реального мира —
отличает его от романского искусства. Готическое
искусство — искусство цветущих торговых и
ремесленных городов коммун, добившихся
известности и самостоятельности внутри
феодального мира. Между романским и готическим
стилем трудно провести хронологическую границу.
12 век — расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130
года появляются новые формы. Готический стиль в
Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в
13 веке. Угасание приходится на 14-15 века
(пламенеющая готика). Строительство
осуществляется не только церковью, но и общиной
(организованными в цехи профессиональными
ремесленниками и архитекторами). Самые
значительные сооружения, и прежде всего соборы,
возводились на средства горожан. Часто над
созданием одного памятника трудились многие
поколения. Грандиозные готические соборы резко
отличались от монастырских церквей романского
стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны,
зрелищно декорированы.

Динамичность, легкость и живописность соборов
определяет характер городского пейзажа. Вслед за
собором устремлялись вверх и городские
постройки. В замысле городского, а не
монастырского собора проявились и новые идеи
католической церкви, возросшее самосознание
горожан, новые преставления о мире. Динамическая
устремленность ввысь всех форм храма была
порождена идеалистическим устремлением души к
небу. Готический собор по сравнению с романским
новая ступень в развитии базиликального типа
постройки, в которой все элементы стали
подчиняться единообразной системе. Главное
отличие готического собора- устойчивая
каркасная система, в которой конструктивную роль
выполняют крестово-реберные стрельчатые своды,
провезенные сетью выступающих ребер, выложенных
из камня, арки стрельчатой формы определяющие во
многом внутренний и внешний облик соборы.

Классическое выражение готический стиль
получил во Франции. Величайшее сооружение — собор
Парижской богоматери
(заложен 1163 г,
достраивался до середины 13 века). Реймский
собор
— место коронования французских
королей одно из самых цельных произведений
готики, замечательный синтез архитектуры и
скульптуры. Главные черты, характеризующие
готическую скульптуру, могут быть сведены к
следующему: во первых на смену господству в
художественных концепциях абстрактного начала
приходит интерес к явлениям реального мира,
религиозная тематика сохраняет свое главное
положение, но ее образы меняются, наделяются
чертами глубокой человечности. Одним из самых
распространенных сюжетов в готике остался
«Страшный суд», однако интерес к человеку и
влечение к анекдотичности рассказа нашли
выражение в изображении сцен из жизни святых.
Выдающийся пример изображения легенд о святых
является датируемый последней четвертью 13 века
тимпан «История святого Стефана» на портале
собора Парижской богоматери. Включение реальных
мотивов характерно и для множества небольших
рельефов. Как и в романских храмах, большое место
занимают в готических соборах изображения
чудовищ и фантастических существ, так называемых
химер.

Шедевром готического стиля является Вестминстерское
аббатство в Лондоне
. В 14 в. готический стиль
получил дальнейшее развитие. Это была
“пламенеющая готика”- здания украшались
тончайшей резьбой по камню — каменным кружевом. В
такой технике выполнялись соборы в Корби,
Аласоне, Алебере, Конше (Фр.). В Англии также был
расцвет декоративной готики, отличающейся
устремлением ввысь и большой стройностью зданий.
Меняются скульптура и живопись. Человеческие
фигуры становятся более реалистичными; богаче
становится гамма красок. Все отчетливее
сказывается наследие античности. 13-14в.в.-
непосредственные предшественники культуры
Возрождения.

б) При объяснении учителя заполнение кластера
учащимися:


Период
расцвета
Средневековья

1. Архитектура
Что нового появилось? Значение
2. Скульптура
Что нового появилось? Значение
3. Живопись
Что нового появилось? Значение
Вывод:

5. Работа с учебником прочитать с. 226–227.

6. Закрепление изученного на уроке.

А) Самопроверка по заполнению кластера
осуществляется учениками. Приложение
3.

Б) Почему романские храмы напоминают крепости?

Чем отличались постройки готического
стиля?

Сделайте вывод.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание: § 28, вопрос № 9 (учебник
Агибаловой Е.В., Донского Г.М. “История средних
веков”. 6 класс).


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *