Литературное чтение. 4-й класс. К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками 1 урок

  • Пупышева Елена Николаевна, учитель начальных классов

Цель: познакомить с содержанием рассказа
К.Г. Паустовского.

Задачи:

  • развивать умение работать с текстом,
    использовать выборочное чтение для
    подтверждение какой-либо мысли;
  • развивать речь, наблюдательность, воображение
    учащихся;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство
    прекрасного, способность сопереживать,
    побуждать к совершению добрых поступков;
  • расширять кругозор учащихся, обогащать
    словарный запас.

1. Введение в тему урока.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним
произведением К.Г. Паустовского “Корзина с
еловыми шишками”.

К.Г. Паустовский писал не только о природе, но и
о замечательных людях. Писатель встречался со
многими знаменитыми людьми: поэтами,
художниками, музыкантами. У него была мечта:
собрать сборник биографий знаменитых людей,
описать некоторые случаи из их жизни. И вот с
одним таким человек мы познакомимся. Это
композитор Эдвард Григ.

У. Кто такой композитор?

Д. Человек, который сочиняет музыку.

Эдвард Григ (1843-1907) – великий норвежский
композитор, дирижёр, пианист, основоположник
норвежской музыки. Это первый композитор,
творчество, которого вышло за пределы своей
страны и стало достоянием европейской культуры.
Благодаря Григу самобытное искусство, быт и
нравы маленькой северной страны известны всему
миру. Путь к Григу, к его музыке проходит через
природу, жизнь и историю его родной Норвегии.

Вот эта корзина с еловыми шишками поможет нам
узнать чудесную историю одной неожиданной
встречи.

Первая шишка.

Блицконтроль. Перед вами лежат листы с
текстом, эти отрывки взяты из текста. Вы
внимательно прочитаете и ответите на вопросы.
Будьте внимательны, эти отрывки помогут вам при
знакомстве с рассказом.

Вторая шишка. Паустовский в рассказе
“Корзина с еловыми шишками” описывает историю
создания одного из произведений Грига.

Откройте учебник на странице 66. Приготовьтесь
следить за моим чтением.

Чтение первой части учителем.

— Где проводил Григ осень? (Близ города Берген).

— Как вы думаете, что делал Григ в лесу? (Гулял).

— Он любовался природой. Он черпал вдохновение
из этой красоты.

— Прочитайте отрывок описания леса из листа
опроса и ответьте на вопросы.

Ответы теста учеником.

Паустовский – настоящий мастер олицетворений.

— Что такое олицетворение?

Олицетворение — перенесение свойств
одушевлённых предметов на неодушевлённые.
Весьма часто олицетворение применяется при
изображении природы, которая наделяется теми
или иными человеческими чертами.

— Что в этом отрывке оживил автор? (Эхо).

— А что такое эхо?

В этимологическом словаре говорится что слово
ЭХО – заимствовано в XVIII веке из немецкого языка,
а немецкий оно пришло из латинского. А ещё раньше
из греческого и обозначает “отзвук”. И является
производным от имени нимфы, которая по одной
версии, в наказание за болтливость могла лишь
повторять окончания слов, по другой версии —
иссохла от любви к Нарциссу, и от неё остался
только голос.

Какие удивительно точные сравнения подбирает
писатель.

— Как называет эхо? (Весёлое эхо).

— С чем он сравнивает мох? (Зелёные пряди).

— Эхо (птица пересмешник).

О каком времени года говорится в 1 части? (Осень).

Прочитайте, как Паустовский описывает осень.

Третья шишка.

— Кого встретил Григ в лесу? (Девочку).

— вы бы стали разговаривать в лесу с незнакомым
человеком? (Нет).

— Почему Дагни доверилась этому человеку и даже
пригласила в гости? (У него добрые глаза).

— Найдите в тексте сцену встречи Грига с дочерью
лесника в лесу (стр. 66). Прочитайте диалог Грига и
Дагни.

— Что решил подарить Григ маленькой девочке?
(Написать музыку).

— Найдите в тексте эти слова на стр 69.

— Почему у Грига появилось желание подарить
музыку Дагни?

Это мы узнаем после небольшой паузы.
Физминутка.

Четвёртая шишка.

Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и разделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень: “ Не жалейте лето!”
Посмотрите роща золотом одета”.

— Отдохнули. Следующая шишка.

Пятая шишка.

— Почему у Грига появилось желание подарить
музыку Дагни?

Самым драматичным моментом в жизни Грига была
смерть дочери и в каждой девочке он видел свою
дочь. В девочке, которую он встретил в лесу,
общаясь с ней он как бы общался с дочерью.

— Но несмотря на это , Эдвард Григ чувствовал
себя счастливым. Почему?

— Чтобы ответить на этот вопрос прочитаем
вторую часть рассказа на стр 69.

— прочитайте описание комнаты композитора.
Ответь на вопросы.

— В этом отрывке вам встретилось слово жилище
дровосека. Кто такой дровосек? Лесору’б, или
дровосе’к — древнейшая профессия. Задачей
лесоруба является рубка деревьев и их подготовка
к транспортировке.

— Найдите в тексте на стр. 71.

— Что представлял Григ когда сочинял музыку? (Он
писал и видел…).

— О чём он говорил с Дагни?

— Мы можем ответить на вопрос “Был ли Эдвард
Григ счастливым человеком?” (Да).

Почему? (Он отдал молодёжи жизнь, работу, талант,
отдал всё без возврата).

— Какое музыкальное произведении сочинил Григ?
Мы можем только предположить.

— В тексте есть описание утра, нежного ветра. Всё
это можно услышать в музыке Эдварда Грига
“Утро”. Сейчас мы послушаем отрывок из этого
произведения и посмотрим на красоту горного края
Норвегии.

Шестая шишка.

— Наше впечатление о музыке Грига мы можем
передать словами русского писателя М. Горького:
“Слушая Э. Грига, видишь чудесные картины
северной природы: туманное утро, солнечные
лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий
ручей…”

— Наш урок подходит к концу.

— К какому выводу мы пришли, прочитав эти две
части?

— Как вы думаете встреча Грига с девочкой
является фактом из его биографии или вымыслом?

Образ девочки собирательный. Это и, правда и
выдумка. Паустовский использовал событие из
жизни музыканта и придумал рассказ, взяв
отдельные факты из жизни Грига, и соединив их
воедино, Паустовский создал
высокохудожественное произведение.

Урок я хочу закончить словами Константина
Григорьевича: “Природа учит нас понимать
прекрасное. Любовь к родной стране невозможна
без любви к её природе”. Слова, прозвучавшие в
этих строках, касаются всех нас.

Седьмая шишка. Наша родина это, город
Горнозаводск, Пермский край, Урал. Наш край не
уступает красоте Норвегии.

Фильм об Урале.

— Ребята, перед вам лежат две шишки. Положите в
корзину шишку. Если вам понравился урок-то
цветную, если нет – то чёрную. Скажите своё
мнение.

— Выставление оценок.

— Домашнее задание.

— Спасибо за урок.

Приложение 1

Приложение 2

Утро

Фильм

Описание фильмов

1 .Фильмы созданы в программе Windows Movie Maker.

2. Показ производится в программе Windows Media Player.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *