Урок окружающего мира. 4-й класс, программа Гармония

  • Трушанова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

Цель урока:

  1. Продолжить формирование целостного представления о трудовом и славном
    пути нашей Родины.
  2. Развивать умение обобщать.
  3. Воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину.

Оборудование урока:

  1. Информационные учебно-наглядные пособия: индивидуальные разноуровневые
    дидактические карточки – задания, реферат, лист контроля работы на уроке.
  2. Учебно-наглядные пособия: презентация «Кем и чем гордится Россия»,
    физическая карта России.
  3. Контрольные учебно-наглядные пособия: тесты 1 уровня.
  4. Технические средства информации: компьютер с программным обеспечением
    «Microsoft Office Power Point», проектор,
    экран.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие гостей и друг друга).

2. Тема урока.

Сегодня мы совершим путешествие по ленте времени, вспомнив события
становления России. Мы завершаем большой раздел «Прошлое России». А тему урока
мне хотелось бы, чтобы вы определили сами. Послушайте стихотворение.

— О чем это стихотворение? (Ответы детей.)

Тема сегодняшнего урока: «Кем и чем гордится
Россия». (Слайд 1)

3. Актуализация знаний.

Давайте для начала вспомним значимые события в
становлении России.

— Какого захватчика сокрушил российский народ в
отечественной войне 1812 года?

— Какое событие произошло в Российской империи в
1917 году? Как в дальнейшем стало называться государство?

— От каких завоевателей освободила Советская Армия
многие страны Европы?

А теперь обо всем подробнее. Перед вами карточка 1.
(см. Приложение 2)

Выполним задание на карточке. (Слайд
2)

Проверяем. Кто выполнил это задание. Проверьте и
отметьте результаты в листе контроля. (Слайд 3)

Проверяем следующий вопрос. Те кто выполнял это
задание, объясните, какое слово лишнее и почему?

  • Под буквой а.
  • Под буквой б.
  • Под буквой в.

Зафиксируйте ответы в листе контроля. (см.
Приложение 1)

Работаем дальше.

— Почему в истории современной России мы вспоминаем
события Отечественной войны, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны?

— Как вы думаете, кем и чем гордится наша Родина?

Но не только это гордость нашего народа. Гордость
России – это славные дела наших предков. Мы можем гордиться тем, что в нашем
государстве живут люди разных национальностей, которые сохранили свой язык,
традиции, культуру.

До 1991г. Наша страна называлась … Как? – Союз
Советских социалистических республик. В этот период времени родились ваши
бабушки и дедушки, папы и мамы.

Давайте проверим, что мы знаем о нашей стране в
этот период времени. Откройте тест. (см. Приложение 3)
Выполните задание. (Слайд 4)

Взаимопроверка. Поменяйтесь работами с соседом.
Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок. Зафиксируйте результаты.

  • Росли, горели, разрушались во время войн,
    восстанавливались и украшались старинные города.

— Назовите эти города. Чем они славят Россию?
(Архитектурными памятниками.)

Давайте полюбуемся этой красотой (мини-сообщения).
(Слайд 5-6)

Узнать подробнее об этих и других городах вы
сможете, познакомившись с творческими работами наших ребят (обратить внимание на
рефераты на доске). Велик подвиг нашего народа, который сумел сохранить эти
города.

Мы можем гордиться делами миллионов россиян,
которые, начиная с 16 века, изучили, заселили и обустроили громадные
пространства Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Наш народ своим
беззаветным трудом сделал явью пророческие слова М.В.Ломоносова «Могущество
России прирастать будет Сибирью». (Слайд 7)

Обратите внимание на последнее слово этого
высказывания.

— О чем вам это говорит? (Ответы – край, в
котором мы живем.)

Мы должны с вами гордиться, что живем на этой
богатой недрами земле, гордиться трудовыми делами нефтяников, которые
приумножают богатство и славу России. Но сибиряки славились еще крепким
здоровьем. Давайте сделаем небольшой перерыв.

Физкультурная минутка.

Наш народ гордится не только историческими
событиями, но и героями этих событий.

Россияне могут гордиться тем, что в течение более
11 веков существование российского государства наш народ отстоял свою
независимость, территорию, язык и культуру. Мы гордимся подвигами богатырей
Древней Руси.

— Назовите их имена. (Слайд 8)

— Назовите героев времен московского государства. (Слайд
9)

— Назовите имя героя-фельдмаршала Бородинской
битвы. (Слайд 10)

— Назовите выдающегося полководца 20 века. (Слайд
11)

Россия гордится и тем, что в 1941-1945г.г. наш
народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими
захватчиками. Мы гордимся подвигами защитниками городов-героев:

  • Ленинграда. (Слайд 12)
    Каким событием вошел этот город в историю России? Как называется этот город
    сейчас?
  • Сталинграда. (Слайд 13)
    Какое название имеет город сейчас?
  • Бреста. (Слайд 14) В чем
    подвиг этого города?

Великие достижения нашего народа и в мирное время.

Лучшие творения художников собраны в Третьяковской
галерее в Москве (Слайд 15), в залах русского музея
Санкт-Петербурга (Слайд 16), в музеях других городов
России.

Давайте заслушаем небольшое сообщение (сообщение
ученика).

Историю государства хранят музеи, памятники
искусства.

— Какие события истории отражают фотографии
памятников. (Слайд 17)

Выполним задание блиц-опроса.

Проверьте ваши ответы. Результаты зафиксируйте.

Мы живем в великой могучей стране. Но нашей
маленькой Родиной стал северный городок Лянтор. Наш город молодой, но и в нем
уже есть свои памятники-символы. Давайте их назовем. (Слайды
18-21)

Приумножать славу малой Родины – значит приумножать славу и богатство
государства, в котором ты живешь.

Наш урок близится к своему завершению.

Для того чтобы подвести итог, нам необходимо
выполнить обобщающее задание на карточке 2.(см. Приложение 4)
(Слайд 22)

Проверим ваши ответы. (Слайд 23)

Результаты зафиксируйте.

Посчитайте общую сумму баллов и выберете
соответствующую фишку. (Слайд 24) Ваши результаты меня
радуют. А свое отношение к уроку покажите на значке справа.

Окончательную оценку вы получите после моей
проверки ваших листов контроля.

Прочитайте еще раз, какая тема была сегодня на
уроке?

Как вы думаете, всех ли героев и все ли подвиги,
которыми гордится Россия, мы назвали на уроке.

Мы с вами сегодня приоткрыли большую, нет –
огромную – книгу Славы и гордости нашего народа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.

Презентация


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *