Воспитательский час по теме Волшебные средства понимания человека

  • Орлова Наталья Валентиновна, воспитатель

Тема занятия: «Волшебные» средства
понимания»

Цель: ознакомление с понятиями об
интонации, мимике, пантомимике.

Задачи:

  • Образовательные:
    • учить гибко использовать мимику, пантомимику и
      голос в общении;
    • учить распознавать по мимике, интонации и
      пантомимике настроение другого человека.
  • Коррекционные:
    • способствовать дифференцировке слухового
      восприятия, развитию зрительного восприятия,
      устойчивого внимания.
  • Воспитательные:
    • повышать у воспитанников мотивацию к
      познавательной деятельности;
    • поощрять открытое проявление эмоций и чувств
      различными способами (словесными, творческими).

Материал:

  • набор пиктограмм, отображающих различные
    эмоции (радость, гнев, удивление, печаль, обида);
  • картины-иллюстрации или фотографии с
    изображением лиц, выражающих разные эмоции;
  • записи звуков и голосов с различной интонацией;
  • карточки с названиями эмоций, с названиями
    средств выражения эмоций;
  • записи 2-х музыкальных произведений, разных по
    характеру музыки;
  • набор конвертов с заданиями «Изобрази героя
    текста»;
  • цветные карандаши, бумага для рисования, набор
    сюжетных картин, у героев которых не прорисованы
    лица.

Ход занятия

Приёмы работы

1. Организационный момент

Педагог:
Посмотрите на доску, соедините половинки слов
так, чтобы получились слова.

ис да
ра чаль
пе вление
уди пуг
оби дость

Слушая ответы детей, педагог прикрепляет на
доску карточки со словами: «Печаль», «Удивление»,
«Радость», «Испуг», «Обида».

– Что обозначают эти слова?
– Вам знакомы эти чувства?
– Вспомните, когда у вас было радостное
настроение?
– Когда вы печалитесь, грустите?
– Бывает ли вам обидно?

2. Основная часть

Педагог: Ребята, вы умеете узнавать
настроение другого человека? Сегодня я вам
расскажу о «волшебных» средствах- ключиках
понимания другого человека. Первый ключик: (прикрепляет
к доске схему-изображение)

– Как вы думаете, как он называется?

После ответов педагог прикрепляет карточку с
названием «Интонация». Дети проговаривают это
слово.

Наши чувства мы выражаем с помощью интонации.
Интонация – это выразительность нашего голоса:
сила голоса, тон. Интонация бывает разная.
Например, испуганный человек громко кричит или
вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с
печалью, у сердитого, злого человека мы можем
услышать нотки угрозы в голосе. Послушайте, как
одно и то же предложение можно произнести с
разной интонацией. Попробуйте определить, с
каким чувством я произношу фразу: «На улице
идёт дождь»

Педагог произносит фразу с различной
интонацией, дети отвечают, ориентируясь на
карточки с названиями чувств на

доске. Педагог помогает, но не оценивает детей.

А теперь вы попробуйте произнести предложение
с заданной интонацией.
«Я иду гулять».
Скажите это с радостью, с печалью, с удивлением, с
обидой, с другим чувством?
Молодцы, замечательно. А сейчас послушайте
запись голосов и звуков, которые будут выражать
разные чувства, настроения. Определите эти
чувства и покажите мне соответствующую
схему-пиктограмму. Достаньте из конверта
схемы-пиктограммы.

(Конверты лежат на партах).
Включается запись разных звуковых эпизодов:
смех, мама отчитывает дочку за невыученные уроки,
мальчик жалуется,

сигнал тормозящей машины – вскрик ребенка и
др.

Педагог оценивает детей, раздавая звездочки.

А вот – второй «ключик» понимания настроения
другого человека. (прикрепляет на доску
схему-изображение)

Называется он – мимика (прикрепляет на доску
карточку с названием).
Мимика – это
выражение лица. В зависимости от настроения
выражение нашего лица может быть грустное,
сердитое, веселое, обиженное, удивленное или
какое-нибудь другое. В этом нам помогают глаза,
брови, губы и мышцы лица.
Давайте поработаем, сделаем разминку мышц лица –
мимическую разминку.

Дети по показу и слову педагога зажмуривают и
широко открывают глаза, втягивают и надувают
щеки, растягивают губы, вытягивают их трубочку.

А теперь поиграем с «солнечным зайчиком».
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой
их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его
ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на
подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею.
Отлично! Глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.

Следующее задание. Узнайте настроение,
покажите пиктограмму и постарайтесь изобразить
это настроение на своем лице.

Педагог вывешивает изображения лиц с разными
выражениями, дети ищут и показывают
соответствующую схему-пиктограмму, называют её,
стараются изобразить на своем лице.

Замечательно! Молодцы! А вот ещё один
«волшебный ключик» понимания настроения другого
человека.

Он называется пантомимика (прикрепляет на
доску карточку с названием).
Пантомимика –
это выразительная поза человека: положение его
рук, ног, головы, плеч. По пантомимике – позе
человека и по выражению лица при этом мы можем
узнать его настроение, даже если этот человек
молчит. Посмотрите внимательно на меня, скажите о
моем настроении.

Педагог демонстрирует детям разные позы:
печальный человек, обиженный человек, веселый
человек, удивленный, злой и другие.

Сейчас вы получите новое задание в конвертах,
но сначала поиграем.

Физминутка «Как живём? – Вот так!» и жестовая
разминка.

Молодцы! Возьмите конверты, прочитайте задание
и выполните его.

Дети получают индивидуальные задания
«Изобрази героя текста», поочередно выходят к
доске и выполняют задание, остальные
угадывают, что изображает ребенок у доски.

3. Ребята, давайте рисовать. У вас на
партах цветные карандаши. Сейчас вы будете
слушать музыку и рисовать то настроение, которое
эта музыка у вас вызывает. Слушайте музыку,
выбирайте цвет, придумывайте рисунок.

По окончании рисунки вывешиваются на
мольберт, дети рассматривают, дают свой
комментарий.

4. Итог

Ребята, с какими «волшебными» средствами
понимания вы сегодня познакомились?
Что такое интонация?
Что такое мимика? О чем нам может рассказать
выражение лица?
Как ещё можно узнать о настроении человека?
Теперь вы знаете «ключики» понимания настроения
другого человека, а как вы думаете, для чего нам
это нужно?
Нам нужно это для того, чтобы правильно вести
себя с другими людьми: кому-то помочь, утешить,
разделить радость, найти верные слова, дать
совет. Подробнее об этом мы поговорим с вами на
следующем занятии.

Приём создания проблемной ситуации,
активизация к поисковой деятельности.

Коррекция зрительного восприятия, устойчивого
внимания.

Беседа. Активизация мышления: обобщение,
конкретизация (дети приводят примеры из опыта
личной жизни)

Введение новых понятий. Пояснение педагога с
помощью наглядности – схемы.

Прочитывание и проговаривание нового слова.

Упражнения на слуховое восприятие на
соотнесение и различение интонации с
настроением (демонстрация педагогом).

Упражнения детей в произнесении фразы с
заданной выразительностью.

Самостоятельные упражнения детей в
различении интонации.

Коррекция слухового восприятия на основе
упражнений в различении и соотнесении.

Пояснение нового с помощью наглядного
изображения.

Упражнения на развитие подвижности
мимических мышц лица по показу и слову педагога.

Коррекция зрительного восприятия на основе
упражнений на соотнесение и подражание.

Выполнение детьми знакомого
логоритмического упражнения, соблюдение
охранительного режима.

Выполнение задания по инструкции текста.
Перевоплощение в героев, имитация.

Дети соотносят музыку с цветом. Приём
цветового моделирования.

Педагог оценивает работы детей, раздавая
фишки-звёздочки.

Педагог хвалит детей, подсчитывает
количество звездочек и дает индивидуальную
оценку каждому ребенку.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *