Правописание глаголов 4-й класс

  • Терёхина Ирина Владимировна, заместитель директора по учебно-методической работе, учитель начальных классов

Цели:закрепить знания о глаголе как
части речи; повторить правописание безударных
личных окончаний глаголов.

Задачи урока:

Образовательные

  • Закрепить умение правильно писать безударные
    личные окончания глаголов.
  • Закрепить умение определения спряжения
    глаголов.
  • Закрепить умение обосновывать правильное
    написание безударных личных окончаний глаголов.
  • Закрепить знания о глаголах — исключениях.

Развивающие

  • Развивать мыслительные операции.
  • Развивать психические процессы (внимание,
    восприятие, память).
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать связную устную и письменную речь.

Воспитательные

  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Орг. момент.

— Настроились на работу. Итак, урок русского
языка.

(Неожиданно в сумке учителя раздаётся
телефонный звонок. Учитель берёт трубку.
Извиняется перед гостями.)

— Алло! Да, это Ирина Владимировна: Да, 4 «А»
класс:Кто говорит?…Но у нас нет ёлки!…Нет, я не
могу, у меня сейчас открытый урок! Русский
язык!…Да мы не можем прямо сейчас, у нас много
гостей на уроке!…Ну, хорошо. Сейчас я выйду!

— Ребята, вы не поверите, но позвонил Дед Мороз!
Он сказал, что к нашему новогоднему празднику
нужно срочно нарядить ёлку, причём прямо сейчас
на этом уроке. Мало того, он сказал, что делает нам
подарок и за дверью нашего класса стоит
настоящая новогодняя ёлочка! Мне кажется, нас
кто-то разыгрывает! Максим и Нина, откройте
осторожно дверь, проверьте, правда ли это?

(Ребята открывают дверь и заносят в класс ёлку.
К ней привязан скрученный в трубочку ватман и 6
красочно оформленных новогодних конвертов. У
всех на лицах удивление и радость.)

— Даже не знаю, что делать! И ёлку надо нарядить,
и урок провести! Ребята, вы поможете мне? Не
подведёте? В таком случае, право повесить игрушку
на ёлку получат те ребята, которые будут активно
работать на уроке и постараются без ошибок
выполнить все задания.

Сообщение темы урока.

— Итак, тема сегодняшнего урока «Правописание
глаголов».

— Какие орфографические задачи будем решать?
Что повторим на уроке? (Правописание не с
глаголами, ь после шипящих в глаголах,
правописание тся и ться, правописание
безударных окончаний глаголов)

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в
обозначении буквами безударного личного
окончания глагола? (Определить, к какому
спряжению относится глагол, вспомнить, какое
окончание пишется в этом спряжении.)

— И в этом нам помогут наши схемы-подсказки:


I

II

ЕдУТ

И спЯТ

— А что ещё мы должны вспомнить, чтобы правильно
определить спряжение? (Глаголы-исключения).

— Произнесём их хором:

Гнать, дышать, держать, обидеть,
Видеть, слышать, ненавидеть,
И ещё: терпеть, вертеть,
И зависеть, и смотреть.

Повторение изученных орфограмм.

— Ой, а что это за плакат прикреплён к ёлке?

(На доску вывешиваю плакат, на котором записано
стихотворение М. Пожаровой «Новый год». В
некоторых словах пропущены буквы. На месте
пропуска — снежинка.)

— По-видимому, это послание Деда Мороза. Но что
случилось с ним? Некоторые буквы замело снегом.
Но ведь это нам не помешает прочитать, что здесь
написано.

(Чтение стихотворения)

Полноч* б* ёт — и в сер* це треп* т:
В этот вещий ч* с
Ска* ки светл* * незримо
Окружают нас.
В* ют* я лё* ким хороводом,
В очи нам гл* дят:
«С новым счаст* ем, с Новым годом!» —
Тихо г* в* рят.
Нам вдали струит сиян* е
Ярк* * зв* зда
И з* вёт нас в царство знан* я,
Правды и труда.
С твёрд* й верой, с нов* й силой
Мы пойдём вперё* :
Здра* ствуй, гость наш ле* кокрылый!
Здра* ствуй, Новый го* !

— Ребята, мы должны восстановить текст. Что для
этого надо сделать? (Решить орфографические
задачи. Объяснить выбор букв.)

(Устная работа)

— Что мы повторили на данном этапе урока?
(Безударная гласная в корне слова,
разделительный ь, ь после шипящих в именах
существительных, парные согласные,
непроизносимые согласные, безударные окончания
имён прилагательных и глаголов)

— Активнее всего работали следующие ребята:. Им
предоставляется право первым повесить по
игрушке на нашу ёлку.

Работа в группах.

— Ребята! Дед Мороз прислал нам ещё и письма. Их
целых 6! В каждом письме задание по теме
сегодняшнего урока. Чтобы успеть прочитать все
эти письма и выполнить задания, предлагаю
разделиться на группы.

— Каждая группа выполняет свои задания в
тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе
взаимоконтроль! Написали — обменялись
тетрадями, проверили записи у соседа.

Проверка работы у доски.

(На доске заранее записаны задания из писем.
Группа выходит к доске, объясняет выполнение
задания. За правильно выполненную работу —
игрушка на ёлку.)

— Пока одна группа отвечает у доски, все
остальные ребята внимательно слушают и
проверяют выполнение работы. У вас появляется
ещё один шанс повесить игрушку на ёлку — если
обнаружите ошибку.

1 группа.

Составьте предложение из слов:
новогодний, встретить, праздник, ребята, весело.
Запишите предложение, используя глагол в будущем
времени. Обозначьте спряжение глагола.
Подчеркните грамматическую основу. Выпишите
словосочетания.

2 группа.


В пословицах и поговорках замените
начальную форму глагола формой 2 лица, ед. ч.
Выделите безударные окончания. Обозначьте
спряжения.

Пропущенный час годом не (нагнать).

Поменьше говори — побольше (услышать).

3 группа.


Спишите приметы, вставьте пропущенные
буквы. Обозначьте спряжение глаголов с
безударным окончанием.

Синичка начина:т с утра
пищать — ожидай лё:кого моро:ца.

Снег скоро та:т — к мокр:му лету.

4 группа.


Выпишите только глаголы II спряжения.
Вставьте пропущенные буквы.

Кле:шь, верт:т,
дума:м, выступа:те, леч:те, замеча:те.

5 группа.


Спишите сочетания слов, укажите
спряжение глаголов, падеж существительных.

Дремл:шь
у окна, пиш:шь письмо, относ:шь на почту,
проход:м по мосту.

6 группа.


Запишите начальную форму каждого
глагола. Определите спряжение. Запишите глагол в
форме 3 лица, ед.ч.

Образец: зеленеть — зеленеет.

Таять — :, обидеть — :, стелить — :, брить — :,
видеть — :

Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

— А теперь откройте учебник с. 119. упр. 5.
Определите и укажите спряжение глаголов, в
которых пропущены безударные окончания. Спишите.
Вставьте пропущенные буквы, замените звуковую
запись буквенной.

Итог. Выставление оценок.

— Благодаря вашим слаженным действиям, активной
работе, наша ёлочка практически готова к
празднику. Это будет последний Новый год, который
мы празднуем в этом классе вместе. Ведь в
следующем году вы станете пятиклассниками, у вас
появятся новые учителя. Но я надеюсь на то, что вы
не подведёте свою первую учительницу и на всех
уроках будете показывать свои знания так же
хорошо, как на сегодняшнем уроке. Спасибо за
работу. Урок закончен.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *