Педагогический совет Патриотическое воспитание школьников

  • Карпова Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Нам выпала доля жить на рубеже двух тысячелетий
– нелёгкое время для нашего государства.
Стремительный поток реформ потеснил многие
нравственные основы жизни. О нравственности
иногда вспоминают, причём старательно, но чаще
всего – накануне каких – либо знаменательных
дат, превращая разумное и доброе в очередную
кампанию.

Не стало исключением в этой печальной
тенденции и понятие патриотизма, о нём вспомнили
в государстве в преддверии празднования 60-летия
Великой победы.

К счастью, наша школа в трудные годы перемен,
переоценки истории, смены идеологий,
собственного мучительного капитального ремонта
сохранила одним из основных направлений своей
работы патриотическое воспитание учащихся.

Казалось бы, зачем нам об этом говорить, если в
школе велась и ведется патриотическая работа? Но
давайте задумаемся. Два года назад на одном из
педагогических советов было принято решение о
создании музея истории школы – вот уже близится
70-летие школы, а музея истории у школы с
богатейшими традициями нет! Частично материал
уже собран, в 1995 году силами учителей, учащихся и
родителей была составлена летопись школы, но
продолжения не последовало. Да, мы говорим о
патриотизме, но всегда ли искренне? Как часто у
нас проводятся тематические классные часы (не
только о войне)? Сколько раз каждый из нас бывал в
новом школьном музее Боевой Славы?

Патриот, по точному определению великолепного
Владимира Ивановича Даля, не только “любитель
Отечества”, но и “ревнитель о благе его”. Любовь
к Отечеству, Родине…С чего начинается эта
любовь? В чем она может проявляться? Как отвечали
на уроках и писали в творческих работах ученики,
патриотизм, любовь к родине начинается с
человека, с любви и уважения, гуманного отношения
к другим людям. А мы всегда гуманно относимся к
ученикам и друг к другу? Ответы будут различными.
Но задача у нас общая: создание условий для
развития нравственной, культурной, творчески
активной личности, живущей в связи с окружающим
миром и осознающей свою ответственность перед
ним; воспитание личности, любящей свою родину.
Значит, проблема патриотического воспитания
сохраняет свою актуальность и для нашей школы в
переменчивом мире, ведь в школу приходят новые
поколения учащихся, родившихся во время смены
идеологий, мы должны им помочь полюбить Родину,
несмотря на то что это очень сложно.

В.А. Сухомлинский писал: “Детство –
каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это
открытие прежде всего стало познанием человека и
Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила
красота настоящего человека, величие и ни с чем
не сравнимая красота человечества”. Эти
нравственно-духовные качества призван открыть
учитель независимо оттого, какой предмет он
преподает.

Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том,
чтобы как в урочной, так и во внеурочной
деятельности, используя принципы эффективного
общения, поддерживать и развивать самоценную
патриотическую активность ребёнка. Основным
воспитательным принципом является доверие к
ребенку, уважение свободы его личности,
личностно-ориентированные, гуманные отношения
учителя с учеником.

Для каждого предмета есть свой угол зрения на
воспитание гуманизма и патриотизма.

Предлагаем вашему вниманию видеоматериал.

А сейчас об уроках, фрагменты которых вы
увидели. Урок истории в 8 классе “Б” был посвящен
теме “Оборона Севастополя – пример героизма и
патриотизма”. Основная цель урока — формирование
патриотического сознания. В начале урока
учителем были поставлены задачи перед группами.
В результате самостоятельной работы с
документальными источниками, рефлексии,
обсуждения проблемных вопросов ребята пришли к
следующим выводам: 1) патриот не тот, кто просто
любит Родину, а тот, кто “живота” за нее не
пощадит, 2) оборона Севастополя является одним из
ярких примеров героизма и патриотизма.

Разговор о темах в таком крупном музыкальном
произведении, как кантата “Александр Невский”,
состоялся на уроке музыки в 5 “Б”. Ребята
размышляли о том, что музыка отражает
переживания людей, заставляет вспомнить великие
уроки нашей истории и черпать в них духовную
мудрость.

Тема урока МХК – “Патриотические мотивы в
творчестве древнерусских авторов. Образы
древнерусских героев в искусстве ХХ века”.
Знакомясь с творчеством сынов земли русской,
ребята вместе с учителем размышляли о
патриотизме, прослеживали развитие
патриотических мотивов в иконописи,
древнерусской литературе, в музыке Прокофьева,
кинолентах Эйзенштейна и полотнах Корина.
Интересны выводы, к которым пришли ученики 9 “А”
на уроке: 1) быть патриотом – значит быть
человеком, 2) патриотизм каждого из нас
заключается в целенаправленном получении знаний
в данный момент, а в дальнейшем разумное их
использование на благо Отечества.

Урок изобразительного искусства в 6 классе “А”
был посвящен теме “Россия. Москва. Марьина
роща”. Задача урока заключалась в том, чтобы
помочь детям осознать и запечатлеть красоту
“малой Родины”. Ребята отметили безрадостный
факт: в Марьиной роще, окованной кольцом шумных
магистралей и бесконечных строек, становится все
меньше уютных уголков. Но любовь к своему району
от этого не уменьшается. Две работы после урока
были отправлены на конкурс. На уроках ИЗО,
обращаясь к теме своего района, города, страны,
ребята проникаются духом патриотизма.

“И один в поле воин” урок — литературная
конференция по повести Б. Васильева “В списках
не значился” проводился в 60-летнюю годовщину
освобождения концентрационного лагеря Освенцим.
Одной из главных целей урока являлось
формирование представления о моральном духе
советского солдата, о трагической судьбе армии в
связи с идеологией и политикой накануне ВОВ. В
результате кропотливой работы с текстом,
размышлений ребята пришли к выводам о
натурализме в изображении войны писателем, о
толстовских традициях в оценке войны: “Война
–это не парад с развевающимися знамёнами и
гарцующими генералами на белых конях, а война вся
в крови, в страданиях, в смерти”.Победа в ВОВ была
одержана благодаря величию духа, мужеству,
терпению, стойкости и достоинству советского
народа.

Предметы гуманитарной направленности
располагают богатым материалом нравственного
содержания. Затрагивая какую-то проблему на
уроке, можно проводить параллели, побуждать
учащихся к размышлениям о гуманизме,
гражданственности, патриотизме применительно к
конкретному материалу.

Патриотическое воспитание на уроках
иностранного языка осуществляется через систему
личностных отношений к постигаемой культуре,
сопоставление сведений о стране изучаемого
языка со сведениями о своей стране. На разных
этапах обучения ребята говорят о нашей стране, о
достижениях, об учёных, прославивших Россию, об
их вкладе в мировую науку, о Лауреатах
Нобелевской премии. Развивая коммуникативные
навыки учащихся, учителя поощряют искреннее
отношение к обсуждаемому вопросу, что дает
возможность не только высказывать свои мысли, но
и формировать правильное отношение к событиям в
стране. Тематика формирования патриотических
чувств на уроках иностранного языка
разнообразна, например: “Дом, в котором ты
живёшь”, “Наши достижения”, “Москва — столица
нашей Родины”, “Природа” и многое другое.
Тексты для чтения тоже направлены на воспитание
в умах и душах учащихся гордости за страну.

На предметах естественно-математического
цикла также есть возможности сочетания процесса
обучения с воспитанием гражданственности,
чувства гордости и верности своему Отечеству.

Это, конечно же, воспитание трудолюбия,
нравственности независимо от тематики уроков.
Также история предмета, вклад соотечественников
в развитие науки, факты биографии учёных,
свидетельствующие о гуманизме, экологизация
курсов преподавания. Это привитие интереса к
предмету через систему творческих,
исследовательских работ и проектов: возможно,
кто-то из наших учеников в недалёком будущем
будет продвигать отечественную науку к новым
открытиям, вспомним слова Ломоносова: “может
собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”. Посредством
информационных технологий тоже можно
воспитывать чувство патриотизма. Так учителя
информатики поддержали инициативу учеников 11
класса в 2002 году в создании виртуальной газеты
“Наш класс”, она хранится в медиатеке школы. Уже
3 год совершаются попытки создать сайт о школе, но
в сборе информации нужны помощники, а их пока
немного. Ученики нынешнего 10 класса работают над
информационным проектом “Наша школа — ваша
школа”, который будет представлен на
международном конкурсе. Возросла роль Интернета,
почти каждый учащийся школы имеет доступ к
мировой информационной сети. В связи с этим
необходимо разъяснять и демонстрировать
учащимся, что эта сеть сочетает в себе добро и
зло, и грани между этими нравственными
категориями часто размыты.

Физическая культура, материальные технологии,
ОБЖ также выполняют важнейшие задачи в
воспитании гражданственности, чувства гордости
и верности своему Отечеству. Это и дух
коллективизма, ответственность за результат
своих действий, и умения, навыки, которые могут
пригодиться в жизни — всё это несут уроки.

Как же осуществляется на сегодняшний день
патриотическое воспитание в нашей школе?

Конечно же, основу воспитания составляет
гуманизм – важнейшая ценностная категория,
носителем которой является личность педагога,
творящая в непростых условиях современной
социальной среды, призванная нести ученикам опыт
прошлого для создания благоприятных
нравственных условий будущей жизни.

Истоком патриотизма и мужества, благодарной
памяти о прошлом во имя настоящего и грядущего
является школьный музей Боевой славы. В музее
работает группы экскурсоводов, почетного
караула, пресс-группа, архивариусы, а также
объединения “Помни имя своё” и “Диалог
поколений”.

Значительное место в воспитании учащихся
занимают встречи с ветеранами. Их, свидетелей
страшных военных лет, с каждым годом становится
всё меньше и меньше.

Возможность диалога, открытого общения на
нравственные темы дают тематические классные
часы, но, к сожалению, они проводятся у нас редко.

Огромную воспитательную миссию призваны
выполнять школьные традиции: это праздники День
города, День знаний, День танкиста, День лицеиста,
День земли, День победы, многочисленные
спортивные праздники “А ну-ка, парни”, “Весёлые
старты”, День здоровья; месячники “Края Москвы,
края родные”, “Твои защитники, Москва”, “Щит
Родины”, “Вахта памяти”. Традиции, разумеется,
необходимо бережно поддерживать и пополнять.

Безусловно, решение любых воспитательных задач
невозможно без сотрудничества с семьями
учащихся.

Богатый потенциал для воспитания любви к
своему Отечеству имеют школьные предметы, уроки
как форма организации образовательного
процесса.

А также экскурсии, экспедиции по родному краю.
Отрадно то, что некоторые учителя нашей школы,
например, Трусова Л.В., Чечулина Н.В. сами проводят
экскурсии для ребят. Учащиеся готовят и
представляют в классах проекты заочных
экскурсий по Москве. Сведения о Родине, добытые
самими ребятами, особо дороги.

Укрепляют дух патриотизма и школьные
праздники.

Велика роль творчества самих учащихся:
исследовательские работы, многочисленные
творческие проекты, сочинения на патриотические
темы, газеты, боевые листки, альманахи: “Родник”,
“Детям о дедах”. В этом году будет издан новый —
“Книга памяти”, куда войдут размышления ребят о
времени, интервью с ветеранами, исследования
военных событий, рассказы о своих дедах и
прадедах и многое другое. Творческий проект
Шаленика Дениса и Бородулина Антона по истории
занял 1 место в федеральном конкурсе ученических
работ и был отмечен медалью Союза журналистов
России.

Учащиеся обмениваются своими
познаниями-маленькими открытиями мира на
научно-практических конференциях: это
презентации работ лицеистами, защита творческих
проектов учениками 8-9 классов, это традиционная
конференция по проблемам Великой Отечественной
войны, которая проводится совместно с
ветеранами; литературные конференции.

Наша школа постоянно участвует в окружных и
городских конкурсах по патриотическому
воспитанию, занимая призовые места. На
протяжении последних 3 лет ученики и учителя
успешно участвовали в конкурсе ЮНЕСКО “Память
поколений”. Мы надеемся, что и в этом году
команда школы станет победителем конкурса.

А наши спортсмены? Где как не на спортивных
состязаниях ребят ведёт на пьедестал победы
чувство гордости за свою школу? Желание ребят
участвовать в окружных и городских олимпиадах,
интеллектуальных марафонах, Ломоносовском
турнире – важнейшее проявление патриотизма.

И наконец, система дополнительного
образования, способствующая реализации основных
школьных учебно-воспитательных задач в развитии
самостоятельной, активной, творчески мыслящей
личности, которая проникнута духом патриотизма.

К сожалению, не все направления этой условной
схемы на практике всегда вносят действенный
вклад в воспитание патриотов. Нам есть над чем
работать в этом направлении.

Что же может помочь в патриотическом
воспитании:

  • память о том, что истинный патриотизм
    содержателен, предметен, нерасчетлив,
    бескорыстен; мы воспитываем “ревнителей блага
    Отечества”;
  • системность и целостность работы;
  • гуманистический подход к нравственной
    организации учебного процесса каждым учителем;
  • диалоговые методы;
  • уважительное отношение к ученикам и друг другу;
  • взаимодействие со средой.

Закончить выступление хочу цитатами из
сочинений ребят.

Будучи Главой управы, особое внимание я бы
уделила ветеранам Великой Отечественной войны.

При строительстве новых зданий, вырубаются
деревья, которые мешают строительству. Если бы я
была главой районной Управы, я обязала
руководителей этих строек за каждое вырубленное
дерево сажать два новых по окончанию
строительства.

Я хочу, чтобы у нас не было войны, например с
чеченцами. Война разоряет всех и уничтожает
людей. Если бы я был президентом России, я
постарался договориться с теми чеченцами,
которые не хотят войны, и тогда наступил бы мир, и
деньги государства пошли на строительство домов,
больниц, школ, магазинов.

Каждый родитель должен объяснить своему
ребёнку, от того, как тот относится к своему
детскому саду, школе, институту, зависит не
только его будущее, но и будущее Родины.

Давайте, хотя бы в День Победы, подойдём к
участникам войны и выразим огромную
благодарность за то, что сегодня видим солнце,
дышим воздухом и верим в нашу Родину. Война
настигла их внезапно, но они не опорочили своей
чести, не поддались страху и ужасу. Хочется, чтобы
такие люди были во все времена в нашем Отечестве.
Пока они есть, Россия по праву называется Великой
державой.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *