Содержание, формы и средства реализации национально-регионального компонента в начальных классах

  • Ануфриева Светлана Романовна, учитель начальных классов

Каждый из учителей сталкивался с внедрением
национально-регионального компонента в учебный процесс. Как это
сделать, чтобы избежать столкновения интересов своих регионов и
федерального государства?

Один из способов – активное приобщение учащихся к этнической
культуре, используя возможности национально-регионального компонента на
всех учебных дисциплинах.

Для современных школ характерна проблема поликультурного
образования. За партами – смешанный состав учащихся, т.е. одновременно
за партами учатся дети разных национальностей. Существующие разные
стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение
каждого из них способствует формированию основных ценностей общества.
Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и
нельзя любить нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не
знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и живёшь,
потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.

Я бы отметила еще одну проблему. Сейчас дети, принадлежащие
какой-либо национальности, в частности это касается малых народов
Севера, не знают своего родного языка, традиций, обычаев. Поэтому
актуален и важен «национальный вопрос», формирование положительного
отношения к собственной национальной культуре, воспитание культуры
межнационального общения, умение понимать и принимать инокультуры
других этносов.

Стандартизация образования потребовала разработки и внедрения
в базисные учебные планы национально-регионального компонента, который
раскрывает общее представление об окружающем мире через знание
учащимися природных особенностей своего края, формирует интерес к тому
уголку земли, который принято называть малой родиной.

Во все времена существования педагогики использовалась
практика краеведческого принципа обучения. В
настоящее время эта практика также имеет развитие. Особо важно в
достижении целей краеведческого образования – внедрение краеведения в
учебные дисциплины. При этом фрагментарное введение краеведческого
материала в учебные дисциплины должно идти в логике основного курса в
соответствии с его задачами. Здесь национально-региональный компонент
не выделяется в качестве самостоятельных учебных предметов, его
содержание органично входит в учебные программы соответствующих
образовательных областей.

При планировании на учебный год учителями учитывается и
отмечается национально-региональный компонент. Его внедрение охватывает
почти все предметы. Что входит в содержание краеведения? Это растения
края; животные края; люди края; культура, традиции, быт и обычаи
народов. Рассмотрим охват краеведческим материалом учебных предметов на
примере планирования в 4 классе.

Условные знаки:

растения нашего края –
животные нашего края –
люди нашего края –
культура, традиции и обычаи народов –
быт народов –

Таблица охвата краеведческим
материалом содержания учебных предметов

Предметы Краеведческий
материал
Математика + + + +
Русский язык + + + + +
Литературное чтение + + +
Окружающий мир + + + +
История + + +
Изобразительное искусство + + + + +
Музыка + +

Из данной таблицы видно, что можно охватить краеведческим
материалом содержание любого предмета.

Основными целями внедрения национально-регионального
компонента в учебный процесс являются:

  • освоение знаний о многообразии
    объектов и явлений природы как ценности;
  • обогащение учащихся новыми
    сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование
    формированию высоконравственной личности;
  • развитие познавательного
    интереса к изучению родного края, воспитание положительного
    эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и
    окружающей среде региона;
  • применение знаний, умений в
    повседневной жизни.

Формы включения краеведческой информации в структуру
образовательного и воспитательного процесса могут быть различными – это
зависит от конкретных условий класса, школы, подготовки и
эрудированности учителя, наличия соответствующей литературы, и других
факторов. Важно, чтобы учитель был заинтересован в проведении данной
работы, собирал краеведческий материал, вырезки из периодики, не
проходил мимо любой информации, приобщал к «собирательству» своих
воспитанников.

Формировать общеучебные компетенции позволяют следующие виды
деятельности: поддержка и умение направлять развитие личности учащихся,
их творческий поиск, организовывать совместную работу учащихся,
использование педагогики сотрудничества.

На сегодняшний день преобладают такие организационные формы
учебной работы:

  • увеличение самостоятельной,
    индивидуальной, групповой работы учащихся;
  • отход от традиционного урока с
    преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения;
  • увеличение объёма практических
    и лабораторных работ поискового и исследовательского характера;
  • создание на уроках атмосферы
    творческого поиска и делового сотрудничества, приобретения навыков
    эффективного использования компьютеров и других средств информации;
  • ведение справочников и архивов.

Использование краеведческого
материала на уроках математики

На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим
содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения
знаний, умений, проверки и контроля, а также на
комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или
иных источников, например, из местных газет. Некоторые данные могут
быть произвольными, но они должны соответствовать фактическим. Для
составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие
данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с
возрастными особенностями и требованиями программы.

Работа по составлению
задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает
разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от
необходимости поспешно подбирать данные для задач. В процессе работы по
использованию на уроках математики задач краеведческого содержания
полезно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные
числовые
данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни края, его
динамику и перспективы развития. Учитель может привлекать школьников к
составлению и решению жизненно-практических задач. Хорошо проводить
математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из
сведений о крае, городе, селе. Например, запишите числами: 410 лет
городу Салехарду, 115 рек в округе, территория Ямало-Ненецкого
автономного округа – 769000 кв. км и т.д.

Решение краеведческих задач при обучении математике не только
знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного
процесса, объекта, но и развивает учебные умения.

Краеведческий материал на
уроках чтения, изобразительного искусства,
окружающего мира, музыки

Художественно-творческое развитие учащихся младших классов
осуществляется на уроках литературного чтения, внеклассного чтения,
изобразительного искусства, окружающего мира, музыки, посвящённых
знакомству с краеведческим материалом.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших
современников помогает литература, в частности, произведения местных
авторов. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница
духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного
развития жизни народа играет большую роль в нравственном,
художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся,
приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Быстрое развитие
электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создали
совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и
проведения досуга школьников. Поэтому при определении содержания,
принципов, методов и форм литературного образования в современной школе
необходимо переосмыслить то, что сделано предыдущими поколениями
методистов, на основе их традиций создать новое, отвечающее целям и
задачам современного гуманитарного образования. Для этого единственным
идейно-эстетическим ориентиром должны служить общечеловеческие
ценности. В последнее время большое внимание уделяется вопросам
научно-методических основ национально-регионального компонента в
образовании учащихся. Эту проблему можно решить на материале литературы
писателей и поэтов, которые жили или живут в родном крае.

Общий уровень литературного образования учащихся начальных
классов будет повышаться при условии, если: разработан
национально-региональный компонент литературного образования;
преподавание курса ведётся с учётом этнических особенностей учащихся,
их эстетического отношения к окружающему миру и национального
своеобразия содержания и формы литературы этнических народов.

На уроках изобразительного искусства можно предлагать
нарисовать дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение
поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы
показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа
родных просторов и творчества художников. По теме «Рисуем животных»
предложить нарисовать животных края, вспомнить и назвать их. При
составлении узора использовать национальный орнамент. По теме «Рисуем
человека» предложить нарисовать, к примеру, охотника на лыжах, рыбака
или северную красавицу в национальной одежде. Можно также предложить на
выбор нарисовать пейзаж, представляющий после прочтения отрывков
произведений писателей-земляков, например:

«… Была середина приполярного лета – стояли жаркие дни. Чуть
веял ветерок, и вода на Оби лишь кое-как морщилась. Всё небо с белыми,
как снег, редкими облаками отражалось в широкой реке. Когда мы
переезжали её, мне даже стало немного страшно. Казалось, что мы плывём
по воздуху: вверху небо и внизу небо…» (И.Истомин.
Случай с
рукавицей).

«…Золотая пора – уральская осень! Благодать вокруг, простор.
Воздух
свежий и чистый. В нарядном красном сарафане рябина, тяжёлыми чёрными
гроздьями увешана черёмуха. А вокруг целое море багрово-красной
брусники, перезревшей черники, и словно наливной, костяники. В это
время птицам раздолье! Отведают они всего, чем богаты
лесные просторы. Осенью птица вся в лету: и перелётная, и зимующая…»
(М.Анисимова. Про рябчика. Мансийский сказ).

Предлагать экскурсии в лес; наблюдения и выбор темы для
рисунка; посещение выставок местных художников, можно заочные.

На уроках музыки знакомить с творчеством поэтов и
композиторов, с музыкальными произведениями, с песнями народов родного
края. Интересна работа с использованием видеосюжетов с
записью концертных номеров местных фольклорных групп, приглашать их на
урок, использовать движения танцев, выполнение творческих заданий –
составление музыкальной фольклорной фонотеки; сочинения – размышления о
народной музыке и её исполнителях; просмотр видеофильмов о фольклорных
обрядах, праздниках и т.д. Приобщение к фольклору может осуществляться
не только в разных видах деятельности на уроках музыки, разнообразием
могут отличаться и формы уроков. Например, урок-фольклорный концерт,
урок-музыкальная сказка, урок-старинная легенда, урок-путешествие,
урок-спектакль, урок-размышление, урок-встреча с народным исполнителем,
урок-викторина по музыкальному фольклору.

В результате осуществляется духовно-нравственное
постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается
интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, что, несомненно,
влияет на художественно-творческое развитие учащихся начальной школы.

Использование краеведческих
материалов на уроках русского языка

Использование краеведческих материалов на уроках русского
языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей,
органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными
мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при
этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Учителя подбирают для работы на уроках русского языка не только
красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически
ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру
края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику
края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику
местности, живую речь и фольклор народов, проживающих в данном крае,
языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.

Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка
воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её
истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного
образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает
возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр,
творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Использование краеведческого материала на уроках
истории

В процессе изучения истории, воспитания гражданственности и
патриотизма учащихся, учителями могут использоваться краеведческие
материалы, материалы историко-краеведческого музея. Например,
археологический материал позволяет придать урокам дополнительную
занимательность, способствует формированию уважительного отношения к
историческим знаниям. Показать на карте места раскопок, которые были
проведены в крае, наглядно показать, продемонстрировать найденные
предметы, экспонаты: предметы быта, орудия труда. Всё это позволяет
доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее
время, дать почувствовать, как жилось народам. Эти предметы прекрасно дополняют учебник. Для более
эмоционального восприятия темы можно предложить ученикам определить
принадлежность археологических источников, а затем составить рассказ от
лица свидетеля или участника событий описать исторический эпизод, где
бы фигурировали данные предметы.

Рассказывать о распространении христианства в крае, давать
представления о верованиях и культуре народов, проживающих в данной
местности.

Широко использовать материал о Великой Отечественной войне,
где рассказывать о судьбе земляков, сборе средств на нужды фронта,
работе детей в фонд обороны.

Средства обучения, которые окажут учителям реальную помощь в повышении
эффективности изучения материала на уроках

Достаточно ли учебника и слова учителя для
максимального эффективного усвоения учебного материала? Психологической
особенностью младших школьников является преобладание
наглядно-образного мышления, в этом возрасте сильна роль
наглядно-действенного мышления и только формируются навыки
абстрагирования, невысока произвольность (волевая устойчивость)
внимания (5 – 10 минут), способность произвольного запоминания. Для
эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип
мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы
анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи),
зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы
материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы,
мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические
(аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и
типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен
эффективно развивать и формировать краеведческие представления у
младших школьников.

Представляя краеведческий материал, мы часто упоминаем
географические понятия – названия городов, посёлков, рек родного края.
Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали
формированию правильных представлений о территории края, уже в
начальной школе можно и нужно знакомить учащихся с географической или
исторической картой. Они должны быть красочными, с крупными условными
обозначениями и шрифтом, содержащими основные сведения, затрагиваемые
при изучении темы. Очень хорошо в начальной школе использовать при
работе с картой аппликации, когда плоские изображения (стрелки, фигуры,
условные обозначения) могут перемещаться по карте (с помощью магнита,
липучки и др.) это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней
события и т.д. Использование фигур-аппликаций способствует установлению
логических взаимосвязей, лучшему запоминанию «сухой» информации.

Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации,
портреты знаменитых людей края. Они несут в себе информацию,
способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное,
но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы
картины демонстрационного формата.

Коллекции предметов материальной культуры позволяют
«прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты,
представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять,
для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или
используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают
общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.

В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами,
мультимедийной техникой и появилась возможность использовать эту
современную технику на уроке. Компьютер становится электронным
посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать
процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, представляет
возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий,
становится актуальной проблема накопления и использования цифровых
образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в
цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и
динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного
моделирования, картографические материалы, звукозапись, символьные
объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные
материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Сейчас важно начать и успешно разрабатывать электронный
вариант учебного материала по краеведению, оснащать серией презентаций
к урокам. Мною выполнены презентации на темы: «Животные нашего края»,
«Растения нашего края», «Птицы нашего края», «Предметы быта северных
народов», «Рыбы нашего края», «Географические карты нашего округа» и
другие, которые помогают повысить интерес к урокам, наглядно увидеть
иллюстрации в слайдах (Приложение 1. Презентация «Предметы быта
северных народов»).

Систематическое оформление краеведческого материала, который
будет пополняться, создает благоприятные условия для создания
краеведческого фонда.

В начальной школе
закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края
как окружающего ребёнка микромира. Поэтому нужно создавать условия для
формирования нравственных чувств, этики, поведения через изучение
родного края.

Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь.
Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего,
что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если относиться к
этому месту как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда
важно знать его историю, культуру, что мы и делаем в учебном процессе,
приобщая к этому детей.

Краткий обзор содержания статьи находится в Приложении 2.


Использованная литература

  1. Бтемирова Р.И. Использование краеведческого материала на
    уроках математики. Начальная школа-4. 2007. с. 39.
  2. Громова Л.А. Использование национальных ценностей на уроках
    изобразительного искусства. Начальная школа-1. 2007. с. 81.
  3. Жукова С.А. Средства обучения истории в начальной школе.
    Начальная школа-4. 2005. с. 35.
  4. Мой край: история, современность, будущее. Сборник
    материалов по краеведению. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.
  5. Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство
    художественно-творческого развития учащихся. Начальная школа-7. 2006.
    с.83.
  6. Хантимерова М.Ш. Математика в традиционных промыслах народов
    Ямала. Пособие для учителей сельских школ ЯНАО. Салехард, 2001.
  7. Явгильдина З.М. Возможности реализации
    национально-регионального компонента в современных условиях школьного
    обучения. Начальная школа-12. 2006. с. 64.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *