Работа, представленная на фестиваль Открытый урок для 1-го класса Водят ноты хоровод

  • Месяц Светлана Валерьевна, учитель музыки и МХК

Цели:

  • знакомство с основами музыкального языка;
  • закрепление знаний о музыкальной грамоте.

Задачи:

  • Воспитательные:
    • формирование любви к музыке;
    • пробуждение чувство сопереживания и желания
      помочь чьей-то беде.
  • Образовательные:
    • познакомить ребят с нотной грамотой и научить
      бегло отличать положение нот визуально и на слух;
    • заинтересовать ребят в освоении музыкальной
      грамоты через веселые игры.
  • Развивающие:
    • с помощью вокальной деятельности развить
      чистый певческий диапазон в пределах октавы;
    • выявить и раскрепостить творческие и
      театральные таланты ребят.

Оборудование и материалы, необходимые для
урока:

  • Музыкальный центр.
  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Фортепиано.
  • Дидактический материал, состоящий из 7
    масок-ободочков нот, 7 цветных ламинированных нот
    на липучках, плакат с нотным станом и
    нарисованными цветными нотами на нем, плащ и
    маска-ободочек для «скрипичного ключа», 7
    карточек с изображениями нот в картинках, штук 20
    средних скрипичных ключиков для поощрения и
    поднятия самооценки работы ребенка на
    уроке.
  • Музыкальный материал, включающий фонограмму
    песни «Чтоб выучиться пению» З. Петровой, ноты
    этой песни для собственного исполнения,
    аккомпанемент нотной попевки «До-воробышка
    гнездо…».

ХОД УРОКА

Звучит фонограмма песни «Чтоб выучиться
пению» 3. Петровой и А. Островского. Дети под
маршево-бодрую музыку заходят в класс и садятся
на места. Внезапно музыка прекращается…

Я: Здравствуйте, ребята! Как хорошо,
что вы пришли! Когда вы заходили в класс – музыка
звучала?
Дети: Да!
Я: Какая?
Дети: Марш! Веселый такой и
радостный!
Я: Да, вы правы, но что-то случилось с
нашей музыкой – она больше не звучит…. Дело в
том, что музыкальные нотки отправились на
прогулку, а когда вернулись – забыли, где они
живут! Как же быть, ребята, как же петь? Что же нам
делать?
Дети: Надо найти нотки! Показать им
их домик!

Выбрать 7 малышей, одеть им обручи с
одинаковыми черными нотками со словами: «Ребята,
представьте, что вы – потерявшиеся нотки, очень
грустные…». Открыть створки доски.

Я: Нотки! А вот и ваш домик!! Он
называется НОТНЫЙ СТАН! Только он пустой какой…..
Я знаю, кто нам поможет!

Зову Скрипичный ключ – ребенка, облаченного
в накидку и обруч ключа. Он открывает кружочки на
черных нотках обручей, и нам является названия
наших нот. Скрипичный ключ показывает на
первую ноту стана «ДО» и ребенок с маской «ДО»,
встает первым и «представляет» нам свою ноту,
называя несколько слов с её участием (дом, дорога,
подол и т.д.); за ним следуют остальные «ноты».

– Итак, ноты нашли свои места и мы все вместе
радуясь этому событию, исполним попевочку:

ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котенка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
СОЛЬ – играет детвора.
ЛЯ – запела вся земля.
СИ – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в ДО

Во время песенки, каждая «нотка» делает шаг
вперед и кланяется. При последней фразе, «нотки»
из своего ряда делают круг и при повторном
исполнении, ведут хоровод, после чего все дети
возвращаются на места.

Ребята, как мы с вами уютно
расположили нотки! Приглашаю вас в гости!

Смотрим презентацию «Нотные ступеньки», в
которой представлен звукоряд в виде ступеней.
Поем звукоряд подряд и вразнобой. Затем, играем в
игру – «Назови нотку». Я бегло указываю на ноту, а
ребята должны назвать и спеть её без ошибки,
учитывая звуковысотность ноты относительно друг
друга.

Я: Какие молодцы, ребята – не
запутаешь их! А ну-ка назовите-ка мне нотку над
«фа»? А под «си»? А кто выше – «ми» или «ре»? А как
седьмую ноту зовут?

Далее, показываю 7 картинок, в названии
изображении которых «спрятались» ноты – кто
быстрее угадает – поощрение в виде «красного
скрипичного ключика».

Я: Молодцы! Всех отгадали!

Для тех ребят, которые не успевали себя
проявить или видно, что не очень разобрались в
теме, рекомендую провести следующее блиц-задание:
раздать разноцветные 7 нот каждому и попросить
прикрепить их на соответствующую ноту на
вышеупомянутом стане на доске.

Я: Ну что, ребята, всех ноток мы вернули
на место по домам. И за сегодняшний урок, я
надеюсь, они очень хорошо с вашей помощью
запомнили свои места! Споем же для них песню
«Чтоб выучиться пению».

Ребята встают за своими стульчиками, и
начинается вокальная работа по фразам. Припев,
где исполняется чистый звукоряд, можно петь acapella
по таблице с нотным станом.

Прощание с ребятами и обещание друг другу
твердо помнить место каждой ноты, чтобы при
случае снова помочь ей его обрести

Приложения

Презентация


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *