Речевое и познавательное развитие дошкольников средствами мультимедиа

  • Епифанова Ольга Владимировна, учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей-логопедов

Для участия в уже ставшем традиционным III
городском конкурсе «Инновации в
образовательных учреждениях г. Волгограда»
педагоги нашего детского сада, воспитанники
подготовительного к школе возраста,
занимающиеся на логопедическом пункте, и их
родители подготовили интересный проект
«Расскажи мне о зиме». Одной из задач данного
проекта явилось развитие творческого потенциала
детей, имеющих проблемы в формировании устной
речи.

Вопрос о том, как помочь маленькому ребёнку,
входящему в жизнь взглянуть на неё широко
распахнутыми от удивления и восхищения глазами,
всегда волновал людей творческих и
неравнодушных — педагогов, воспитателей
детского сада. Ответ же давала сама жизнь:
сделать это интересно и познавательно, можно
сочетая традиционные занятия с играми,
путешествиями, экскурсиями, наблюдениями,
увлекательным погружением в мир детской
литературы, устного народного творчества.

А ещё мы рекомендуем всем использовать на
занятиях компьютерную программу Microsoft Power Point,
создавать мультимедийные презентации,
помогающие детям овладевать навыками
рассказчика, пользователя ПК, коммуникативными
умениями.

Методики, отлично зарекомендовавшие себя в
практике работы учителей-логопедов, становятся
сейчас востребованными педагогами, работающими,
на первый взгляд, с детьми беспроблемными, но
почему-то плохо запоминающими стихи, не умеющими
рассказывать сказки, передавать впечатление от
увиденного.

Готовясь к конкурсу, мы создали мультимедийную
презентацию «Зима — подруга» (см. Приложение
1). Прежде, чем приступить к работе над данной
лексической темой, дети вместе с воспитателями
совершили экскурсию в парк Всероссийского
института агролесомелиорации. Дружной командой
шагали мы за новыми впечатлениями! Затем
готовились к новогодним праздникам, отгадывали
загадки о зиме, учили народные приметы и стихи. А
затем все вместе учились составлять
описательный рассказ о зиме, давали красивые,
необычные определения этому суровому, но так
любимому всеми детьми, времени года.

Предлагаем вашему вниманию сценарий
контрольно-проверочного занятия «Зима-подруга»
на логопедическом пункте нашего детского сада.
Участниками были дети подготовительного к школе
возраста с диагнозами «Дислалия» и «Стёртая
форма дизартрии».

Цели:

  • Закрепление полученных звукопроизносительных
    навыков на коммуникативном этапе
    логопедического воздействия.
  • Уточнение и закрепление знаний детей о зиме в
    свободном общении со взрослым.
Логопед: «Давайте-ка, ребятки, отгадывать
загадки»

Загадки эти подготовили для вас ваши
друзья.

Миша: «Я белым одеялом всю землю одеваю,
Белю поля, дома,
Зовут меня :» (зима)
Лера: «Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?» (зимой)
Никита: «Снег на полях,
Лёд на реках,
Иней сверкает,
Когда это бывает?» (зимой)
Логопед:

Лиза:

Логопед:

— Правильно, ЗИМОЙ!

«Снежок порхает,
кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лёг на крыши снег»

— Засыпал снег все дороги. И нашу зимнюю дорожку
замёл. Но мы всё равно по ней пойдем.

Какие месяцы пройдём мы, шагая по зимней
дорожке?

Дети (по очереди): Декабрь / Январь / Февраль

Декабрь /
Январь / Февраль

Логопед: — Верно, у трёх зимних месяцев погостим
мы, три остановки на зимней дорожке сделаем.
Логопед: — Вам нравится, ребятки, отгадывать
загадки? Сейчас вы услышите русские народные
загадки о зимних явлениях природы. Постарайтесь,
пожалуйста, их отгадать.
Загадки были записаны на
диктофон.

Отгадки появляются в виде фотографий на экране
монитора

«Как по небу с севера плыла лебедь
серая,
плыла лебедь сытая,
вниз кидала, сыпала,
на поля, озёрушки
белый пух да пёрышки» (снеговая туча)
«Белый Тихон с неба спихан, где
пробегает — ковром устилает» (снег)
«Не драгоценный камень, а весь
светится» (лёд)
«Что вверх корнем растёт?» (сосулька)
«Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, стоять не велит» (мороз)
«Вырос лес, белый весь,
пешком в него не войти,
на коне не въехать»
(морозный узор на окне)
«Вдоль нашего села
бежит лошадка весела,
под конец хвоста
висит полон кошель овса,
бежит да потряхивает» (метель, вьюга)
Логопед: — Наши ребята не только хорошо
отгадывают загадки, но и сами знают стихи, шутки о
зимних явлениях природы.
Яша: «Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков!»
Никита: «Гололедица, гололедица!
Не идётся и не едется!
Но зато отлично падается!
Почему никто не радуется?»
Даша: «Сосулька испугалась высоты.
сосулька от испуга стала плакать.
Вот почему опять настала слякоть.
Вот почему опять в галошах ты»
Цолак: «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя»
Логопед: «Ни тропиночек, ни рек,
Всё покрыл глубокий снег.
Напевает тихо вьюга:
Отдохни, Зима-подруга,
Вот пуховая подушка, одеяло,
Спи, подружка,
Чтоб не слышать ветра вой,
Снегом голову закрой»
Логопед: «Не течёт зимою речка: Подскажите мне
словечко!»

— Помогите мне, друзья, найти точные,
красивые слова:

Ветер (что делает?) ____________________________

Вихрь (что делает?) ____________________________

Вьюга (что делает?) ____________________________

Буран (что делает?) ____________________________

Ураган (что делает?) ____________________________

Метель (что делает?) ____________________________

Пурга (что делает?) ____________________________

Позёмка (что делает?) ____________________________

Буря (что делает?) ____________________________

Мороз (что делает?) ____________________________

Холод (что делает?) ____________________________

Снег (что делает?) ____________________________

Лёд (что делает?) ____________________________

Зима (что делает?) ____________________________

Логопед: — Знаете, друзья, когда я смотрю в зимнее
окошко на метель, кружение снежных вихрей, их
чарующий танец, я представляю театр и вижу
танцующую балерину. Давайте вместе придумаем
такие красивые сравнения:

Летит птица — летит
(позёмка, метель, Зимушка-зима)

Дует человек — дует :

Кружится балерина — кружится :

Завывает волк — завывает :

Метёт дворник — метёт :

Разыгралась девочка — разыгралась :

Бежит спортсмен — бежит :

Морозит холодильник — морозит :

Бодрит физкультура — бодрит :

Злится злодей — злится :

Вьётся флаг — вьётся :

Трубит трубач — трубит :

Логопед: — А знаете ли вы, ребята, зимние приметы?
Дети:

Слайд-шоу

фотографий животных и растений на экране
монитора

Кошка стену дерёт — к непогоде,
клубком лежит — к морозу,
скребёт пол — к ветру, метели,
крепко спит — к теплу.

Собаки катаются — будет
снег.

Лошадь ложится на снег — к теплу.

Пришёл заяц в сады — зима будет морозной.

Лес шумит — к снегу.

Деревья покрылись инеем — к теплу.

Копыта у коней потеют — к теплу.

Логопед: А вот ещё одна примета — ребята высыпали
на высокую снежную горку — значит погода хорошая,
морозная.

Сергей

Артём

Лариса

Софья

Чтение стихотворения И. Сурикова

«Вот
моя деревня»
(цепочкой по строфам):

«Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

Вот свернули санки,
И я на бок хлоп!
Кубарем качусь я
Под гору в сугроб.

А друзья мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех»

Логопед: — Вот как весело зимой!

— А вы любите
зиму? Расскажите, пожалуйста, за что.

На следующем занятии дети смотрели слайд-шоу
фотографий своего зимнего похода в парк ВНИАЛМИ
и мультимедийную презентацию «Зима — подруга».
С помощью этой презентации учились составлять
рассказы о зиме.

Рассказы наших воспитанников, их стихи и
загадки записывались на диктофон. Это и был
хороший способ фиксации результативности
занятий, уровня новых достижений ребёнка. А как
интересно было прослушать такую запись вместе со
своими домашними, друзьями, готовыми высказать
оценку устному сочинению ребёнка, а также
правильности произношения звуков!

«Логопедическими исследованиями,
проведёнными с позиций системного подхода к
анализу речевых нарушений, установлено, что
существуют причинно-следственные зависимости
между самим фактом наблюдаемого в данный момент
речевого нарушения, например, дефектами звуковой
стороны речи, и его отсроченными последствиями. К
ним по праву можно отнести дефекты формирования
фонематических, грамматических обобщений,
смысловой стороны речи, затруднения в
формировании связной речи. Поэтому
логопедическое воздействие даже при тех
нарушениях устной речи, которые представляются
простыми, не может и не должно ограничиваться
чисто коррекционной задачей исправления лишь
данного видимого недостатка, а призвано быть и
всесторонне развивающим. Нам представляется, что
логопедическое воздействие должно быть
направленно одновременно на коррекцию
нарушенного звена, на совершенствование уже
имеющихся и на формирование новых умений и
навыков, необходимых для полноценного общения и
последующего школьного обучения».<1>

Условия реализации этого подхода,
предложенного в своё время Б.М. Гриншпуном и В.И.
Селивёрстовым, в настоящем оказались заложены в
самой сути коррекционно-педагогического
воздействия на логопедическом пункте ДОУ. Наряду
с коррекцией, мы направленно формируем
коммуникативные умения и навыки, с опорой на
осознание и на образцы, создаваемые для
воспитанников учителем-логопедом.

Для достижения хорошей результативности,
логопедические занятия, наполненные
учебно-игровой деятельностью, должны быть
эмоционально окрашенными, привлекательными,
вызывать у ребёнка живейший интерес. Наглядные
пособия, демонстрационный и раздаточный
материал, картинки-символы, опорные схемы, игры —
вот то, без чего всегда было невозможно обойтись
учителю-логопеду.

В новейших условиях решение задач гуманизации
процесса воспитания и обучения, охраны и
укрепления психического и физического здоровья
детей, их полноценного развития, формирования
стойкой мотивации и произвольных познавательных
интересов невозможно без создания современной
предметно — развивающей среды. В последнее время
на помощь учителю-логопеду и его воспитанникам
приходят информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ).

«Неоспоримым преимуществом внедрения ИКТ, в
отличие от использования традиционных наглядных
пособий и других технических средств является,
наряду с простой трансляцией и пассивным
восприятием информации, её значительное
преобразование. Использование ИКТ имеет
следующие преимущества:

  • интерактивность — возможность взаимодействия
    посредством интерфейса, открывающая
    пользователям значительные возможности по
    увеличению количества вариантов;
  • моделинг — использование специальных средств
    для моделирования ситуаций;
  • коммуникативность — доставка больших объёмов
    мультимедийной информации с помощью локальных и
    глобальных информационных сетей.

К дидактическим возможностям ИКТ относятся:

  • незамедлительная обратная связь;
  • компьютерная визуализация учебной информации;
  • компьютерное моделирование изучаемых и
    исследуемых объектов;
  • архивирование — хранение огромных объёмов
    информации с возможностью лёгкого доступа к ней;
  • автоматизация информационно-поисковой
    деятельности;
  • автоматизация процессов организации,
    управления коррекционно-педагогической
    деятельностью и контроля за её
    результативностью.» <3>

Логопедический кабинет нашего учреждения
оснащён компьютерно-игровым комплексом,
включающим акустическую систему, web-камеру (в
виде мягкой игрушки — собачки WEB-ки) цифровой
диктофон, многофункциональное устройство. В
детском саду есть мультимедийный проектор,
цифровые видеокамера и фотоаппарат. Создаётся
медиатека — собрание образовательных и игровых
ресурсов.

У нас уже есть интересный опыт обмена
существующими материалами. Так на VI
Международной Ярмарке социально-педагогических
инноваций в г. Отрадном Самарской области,
дипломантами которой мы стали в апреле 2008 г., в
обмен на авторский диск «Компьютер в борьбе с
дисграфией» мы получили прекрасные, выполненные
на высоком профессиональном уровне Липатовым
Л.П. презентации по автоматизации всех групп
звуков. Благодарим за них Краснову О.Л.,
самарского учителя-логопеда из МОУ Кротовская
СОШ «Образовательный центр». Дети охотно
работают с этими презентациями и любовно
называют их «мультиками».

В декабре 2007 года, при подготовке к процедуре
аккредитации нашего МОУ, мы воплотили в жизнь
интересную давнюю задумку, сняв DVD-фильм «Наш
21-й», одним из разделов которого было описание
многолетнего опыта логопедической работы. Фильм
получился зрелищным и сделал нашу работу
открытой не только для педагогической, но и для
родительской общественности. Наши воспитанники
с удовольствием пересматривают его в свободное
время.

Итак, для работы на логопедическом пункте мы
используем стандартные программы Microsoft Word, Microsoft
Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Paint, проигрыватель
Windows Media. Очень выручает нас Коллекция картинок из
профессионального выпуска Microsoft Office 2000. Удобен
для демонстрации сканированных картинок,
фотографий режим слайд-шоу.

Текстовая, табличная, графическая, звуковая и
видео- информация, анимация — вот те компоненты,
которые и составляют в различных сочетаниях (не
менее двух компонентов) мультимедиа.

«В соответствии с критериями гигиенической
оценки урока и гигиеническими требованиями к
организации учебных занятий с использованием
новых информационных технологий, длительность
работы с компьютером зависит от
индивидуально-возрастных особенностей
занимающихся. Для детей 5-6 лет норма не должна
превышать 10 минут». <2>. Периодичность занятий
2 раза в неделю. Таким образом, спланированное
заранее логопедическое занятие — обследование,
тренировочное занятие не превышает времени,
рекомендованного на проведение индивидуального
занятия. В случае использования компьютера на
подгрупповом занятии, это время включается в его
общую продолжительность.

Приглашаем вас на занятие подготовительного
этапа логопедического воздействия с детьми
группы среднего возраста. На нём мы разучивали
комплекс упражнений общей артикуляционной
гимнастики. (Приложение № 2)

На экране монитора появлялись картинки —
символы различных упражнений. Дети любят и
упражнения, и мультимедиа. «Голодные птенцы»,
«Рыбка», «Белочка», «Лягушка», «Слоник» и др.
упражнения они выполняли, сидя за своими
столиками и контролируя выполнение с помощью
индивидуальных зеркал. А логопед за компьютером
«управлял» презентацией. Затем воспитанники
получили диски с презентациями для выполнения
упражнений дома. В «заметках докладчика» мы
поместили тексты описания выполняемых
упражнений, адресовали их родителям, дедушкам и
бабушкам, старшим братьям и сёстрам — в общем,
тем, кто захочет позаниматься с малышом дома.

А на следующем занятии в логопедическом
кабинете ребята «демонстрируют» собачке Web-ке
то, как они научились выполнять упражнения для
губ и язычка. А собачка в это время фотографирует
ребят. (Приложение 3) Довольны обычно остаются
все: дети, логопед, родители!

Использование компьютерных заданий не
заменяет привычных коррекционных методов и
технологий работы, а является дополнительным,
рациональным и удобным источником информации,
наглядности, создаёт положительный
эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и
его наставника; тем самым ускоряет процесс
достижения положительных результатов в работе.

В процессе замысла, создания новых заданий для
коррекционно-развивающих занятий с
использованием компьютера и мультимедийного
проектора, развиваются и совершенствуются
креативные качества учителя-логопеда — «он
становится творцом, автором» <2>; происходит
его профессиональная и личностная
самореализация, растёт уровень его
компетентности. Воспитанники тонко чувствуют
этот переход своего наставника в новое качество.
Желание взрослого разнообразить их
деятельность, сделать занятия ещё более
интересными и познавательными, выводит их на
новый виток общения, взаимопонимания, развивает
личностные качества детей, способствует
отличной автоматизации полученных на занятиях
навыков на новом коммуникативном этапе
логопедического воздействия.

В последнее время на логопедическом пункте в
нашем ДОУ практикуются и домашние задания в виде
обучающих мультимедийных презентаций. Посвящёны
они, например, выполнению комплексов
артикуляционной гимнастики для различных групп
звуков, автоматизации звуков на различных
этапах, составлению описательных рассказов о
временах года. «Зелено Лето», «Хозяюшка Осень»,
«Зима — подруга», «Весна красна»,
сопровождаются слайд-шоу фотографий из жизни
детей нашего учреждения, их экскурсий, походов,
прогулок, выставок. Такая
личностно-ориентированная направленность
домашних заданий выводит отношения педагогов и
родителей на новый уровень сотрудничества и
взаимопонимания, способствует оптимизации
работы по познавательному развитию и работы по
развитию речи в ДОУ.

Приложение 3.

Литература

  1. Гриншпун Б.М., Селивёрстов В.И. Развитие
    коммуникативных умений у дошкольников в
    процессе логопедической работы над связной
    речью. // Дефектология — 1988.
  2. Кузьмина Е.В. Использование информационных
    технологий в работе учителя-логопеда
    общеобразовательной школы. // Логопед — 2008.- №5
  3. Терещенко А.В. Мультимедийная поддержка
    коррекционного процесса. Лекция в ВГИПК РО —
    декабрь 2007.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *