Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение и морфологические признаки

  • Булатова Татьяна Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

Данный урок предполагает использование
интерактивной доски ACTIVboard, которая
сопровождается программным обеспечением ActivStudio.
В этой программе создаются ФЛИПЧАРТЫ (аналог
рабочей области на обычной школьной доске). Чтобы
представить, как выглядят флипчарты, они были
экспортированы в PowerPoint.

Цели:

  • повторить сведения о глаголе, известные
    учащимся с 5 класса,
  • учить определять глагол как часть речи:
    определять общее грамматическое значение,
    морфологические признаки, синтаксическую роль,
    применять знания на практике, развивать навык
    аргументированного ответа;
  • воспитывать уважение к человеческому
    достоинству другого, формировать стремление
    развивать милосердие в себе.

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Прием
«Мордашки»: ученики сигнализируют о своем
эмоциональном состоянии с помощью карточек со
стилизованными рисунками, например:

II. Словарный диктант.

— Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать
словами Н.В.Гоголя, которые уже звучали на наших
уроках: «Перед вами громада — русский язык!
Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье
погрузиться во всю неизмеримость его и изловить
чудные законы его:»

Мне хочется верить, что постижение великого,
могучего, прекрасного языка доставляет вам
удовольствие. Вы получаете удовольствие от того,
что стремитесь говорить красиво, грамотно,
правильно, соблюдая нормы литературного
русского языка.

Позвольте начать наш урок со зрительного
диктанта, который и подскажет вам, насколько вы
уже владеете нормами и знаете, как пишутся
словарные слова.

(Зрительный диктант с
использованием Презентации PowerPoint.)

Сувенир, металлический, каникулы, вестибюль,
инициатива, дизайн, лазурь, нарцисс, офицер,
терраса, секунда, единый, фойе, расстояние,
декада, аннотация, институт, аттракцион, ещё.

(Запись слов под диктовку, взаимопроверка по
образцу на доске, выставление оценок в лист
контроля.)

III. Словарная работа.

— Обратите внимание, что некоторые слова
выделены красным цветом. Как вы думаете, почему?
(Это новые слова, с ними не работали на уроках.)

— Выпишите эти слова в столбик, подчеркните те
буквы, которые могут вызвать в дальнейшем
затруднение, на которые мы должны обратить
внимание.

(Работа у доски. Открыт флипчарт
ActivStudio
, страница 1)

— Все ли слова вам понятны?

(Объяснение в случае затруднения.)

— Попробуйте определить, какое слово будет
ключевым словом нашего урока. Каким ключом мы как
бы откроем дверь в огромный, прекрасный мир
русского языка?

(Милосердие.)

IV. Работа с текстом. Определение темы
урока.

— А как вы понимаете значение слова
«милосердие»?

(Флипчарт, страница 2).

— Какой из предложенных вариантов будет
правильным. (Варианты ответов детей.)

— Я предлагаю обратиться к тексту.
Может быть, он поможет вам выбрать верное
определение слова «милосердие»?

(Флипчарт, страница 3.)

— О чем этот текст? Какова его тема?
(Взаимоотношения между людьми.)

— Как говорит об этом автор? Какова главная
мысль текста? (Автор призывает быть
внимательными:)

— Вернёмся к слову «милосердие».

(Флипчарт, страница 2).

— Можете ли вы после знакомства с размышлениями
Сухомлинского дать определение этого слова?

(Милосердие — готовность помочь или простить
из сострадания.)

— Как бы вы озаглавили наш текст? (Будьте
милосердными. Развивайте милосердие.)

(Флипчарт, страница 3, запись заглавия.)

— Что помогло дать вам верное определение слова
«милосердие»? Обратите внимание: какая часть
речи активно используется в тексте? Почему?
(Глаголы; помочь или простить — это действие,
поступок.)

— Определите тему нашего урока. Мы продолжаем
изучение морфологии. Ключевое слово нашего урока
«милосердие» связано с глаголом, нуждается в
использовании глагола:

(Запись темы на доске и в тетрадях: Глагол как
часть речи.)

— Как бы вы определили итог своей работы на
уроке? К какому результату вы должны прийти?

V. Предупредительный тест. Определение
целей урока.

— Прежде чем вы определите цель нашей работы, я
предлагаю выполнить небольшой тест, а затем
вернуться к результатам, которые мы должны
достичь.

(Тест через Activstudio. Результаты
записываются на лист контроля.)

— Проанализируйте итоги, определите цель вашей
работы на уроке.

(Повторить сведения о глаголе, известные с 5
класса, учить определять глагол как часть речи:
определять общее грамматическое значение,
морфологические признаки, синтаксическую роль,
применять знания на практике, развивать навык
аргументированного ответа.)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

1. «Цветочек»

2. «Китайский болванчик»

3. Взгляд вправо — влево — вверх — вниз.

VI. Повторение и систематизация
изученного. Развитие учебно-языковых и речевых
умений.

— Найдите в тексте, который уже знаком вам,
глаголы. Укажите над каждым найденным словом
часть речи.

((Флипчарт, страница 3. Выделение цветом
глаголов в тексте на доске.)

— Как можно доказать, что выделенные слова —
глагол? Что такое часть речи?

(Флипчарт, страница 4.)

(Заполнение таблицы в тетради по мере открытия
доски инструментами «Шторки» и «Ластик».)

— Проанализируйте итоги нашей работы.
Определение каких морфологических признаков
вызывает затруднение? (Ответы детей, выделение
предложенного цветом.)

(Повторение понятий, вызвавших затруднение)

— Я думаю, что вы согласитесь со мной, что одним
из самых непростых для определения
морфологических признаков глагола является
спряжение. Я попросила Алёну Синёву помочь вам и
мне. Помочь мне напомнить вам, как определить
спряжение глагола и в будущем избежать ошибок в
написании глагольных окончаний. Алёна
использовала при подготовке алгоритм, который
перед вами.

(Флипчарт, страница 5,6.)

(Демонстрация алгоритма.)

— Как вы думаете, готовы ли вы теперь доказать,
что вы правильно выделили в тексте глаголы?
(Ответы детей.)

— Проверим. Докажите, что слово «говорим»
является глаголом.

(Флипчарт, страница 4.)

(Записи делаются в третьей колонке схемы в
тетрадях и на доске.)

VII. Подведение итогов. Оценивание
результатов повторения.

(Флипчарт, страница 7.)

(Тест «10 шагов», занесение
результатов на лист контроля.)

— Как вы думаете, важно ли уметь определять
морфологические признаки глагола? Почему?
(Ответы детей.)

— Проанализируйте глаголы нашего текста,
обратив внимание на то, в каком наклонении они
употреблены. Какую особенность вы заметили?

(Большинство глаголов употреблены в
повелительном наклонении.)

— Как вы думаете, почему?

(Текст представляет собой наказ, совет,
наставление.)

— А вы могли бы дать совет себе, другу,
однокласснику, как стать или быть милосердным?
Запишите свои варианты советов, подсказок в
тетрадь.

(Чтение работ детьми.)

VIII. Рефлексия. «Мордашки».

IX. Домашнее задание:

Подготовить рассказ «Глагол — часть речи», №
112.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *