Кубанский детский закон в действии

  • Гущина-Дикая Галина Алексеевна, учитель начальных классов

Проблемы современного детства в наше
время становятся все более острыми. Это не
отрицает уже никто. Сильное беспокойство
вызывает беспризорность и бродяжничество,
курение и наркомания, преступность и состояние
здоровья детей и подростков.

На Кубани, пройдя пути обсуждения
общественностью, парламентские слушания,
изучение в прокуратуре края, депутатами
Законодательного собрания 16 июля был принят, а 21
июля 2008 года подписан губернатором А.Н.Ткачевым
Закон Краснодарского края № 1539-КЗ «О мерах по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Краснодарском крае»,
вступивший в силу 1 августа того же года. Этот
закон, который все стали называть коротко
«детский закон», призван кардинально
изменить положение с детской безнадзорностью и
подростковой преступностью, повысить
ответственность родителей за воспитание своих
детей.

Идея принятого закона не нова.
Известно, например, что сразу же после
освобождения Кубани от фашистской оккупации в
крае было принято постановление крайисполкома
от 28 марта 1944 года «О правилах поведения детей
в общественных местах (в театрах, кино, парках,
трамвае, на стадионах, улицах городов и
райцентров)». В частности, пункт 3 этого
постановления гласил «Запретить пребывание
детей и подростков до 16 лет в кинотеатрах и
других зрелищных предприятиях после 20 часов».
В этом постановлении также запрещалось
пребывание детей до 16 лет на улицах после 10 часов
вечера без сопровождения взрослых.

Однако в течение десятилетий в крае
основной упор делался на работу
правоохранительных органов. Новый закон теперь
призван спросить и с нерадивых родителей. Ведь
человек начинается с самого рождения, с семьи.
Там формируется его личность, закладываются
основы отношения к миру, нормы поведения. Поэтому
и спрос за поведение и действия детей должен быть
с родителей. А действительность, к сожалению,
такова, что многие взрослые забыли о
родительском долге, переложив воспитание своих
детей на школу, улицу, дворовую компанию.

Беспечность и безответственность
взрослых по отношению к детям приводят к тому,
что несовершеннолетние попадают в социально
опасное положение, угрожающее их жизни, здоровью
или не отвечающее требованиям к их воспитанию и
содержанию, и в результате совершают
правонарушения или антиобщественные поступки. А
сколько детей и подростков, предоставленным
самим себе, получают травмы или гибнут в
дорожно-транспортных происшествиях, купаясь без
присмотра в водоемах или играя на стройках,
пустырях!

Для тех, кто сомневается в
«законности» закона и считает, что он
нарушает права личности, можно ответить, что
краевой закон разработан и принят в соответствии
с нормами федерального законодательства,
Конституции РФ и Семейного кодекса РФ, на
основании аналогичного зарубежного опыта.

Еще в Декларации прав ребенка,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,
указано, что «ребенок, ввиду его физической и
умственной незрелости, нуждается в специальной
охране и заботе, включая надлежащую правовую
защиту, как до, так и после рождения».

Согласно конвенции о правах ребенка,
ратифицированной Верховным Советом СССР в июне
1990 года, государства-участники обязуются
обеспечить ребенку такую защиту и заботу,
которые необходимы для его благополучия,
принимая во внимание права и обязанности его
родителей, и с этой целью принимают все
соответствующие законодательные и
административные меры. Конвенция о правах
ребенка четко устанавливает, что родители несут
основную ответственность за воспитание и
развитие ребенка.

Основой для разработки краевого
Закона стал Федеральный закон от 24 июня 1999 года №
120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», который описал основные
принципы профилактики, обозначил ее субъекты и
объекты приложения профилактических усилий.

Статья 3 указанного Федерального
закона определяет право субъекта Российской
Федерации регулировать деятельность по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.

В некоторых цивилизованных странах
приняты свои «детские законы», нарушение
которых грозит родителям уголовным
преследованием, попаданием в тюрьму и другим
наказаниям. Например, недавно нашумевшая история
в США с матерью известной теннисистки,
оставившей своего пятилетнего сына без
присмотра и получившего в результате этого
физические травмы, может «аукнуться» ей
лишением родительских прав.

Каковы же главные пункты кубанского
«детского закона»? Назову только те, которые
касаются моих учеников, т.е. учащихся начальных
классов, и их родителей.

Если ребенку еще не исполнилось 7 лет,
он должен круглосуточно находиться под
присмотром взрослых.

Дети с 7 до 14 лет с 21 часа, а с 14 до 18 лет
– с 22 часов вечера до 6 часов утра имеют право
находиться на улице или в общественных местах (в
том числе в кафе и ресторанах) только с
родителями. В необходимых случаях закон
предусматривает также пребывание детей в
указанное время с другими взрослыми – близкими
родственниками, педагогами, воспитателями.

Ответственность за это несут родители
ребенка.

Детям до 16 лет запрещено находиться:

– без сопровождения взрослых в
ресторанах, барах, кафе, где алкогольная
продукция продается на розлив;
– после 22 часов вечера – в Интернет – клубах,
дискотеках и других развлекательных заведениях;
– в игорных и других «взрослых» заведениях.

Ответственность за это несут
владельцы указанных заведений.

Запрещена продажа алкогольной,
спиртосодержащей продукции, пива, табака
несовершеннолетним.

Закон запрещает несовершеннолетним
участвовать в конкурсах красоты и других
мероприятиях, связанных с оценкой и
демонстрацией внешних данных.

В том случае, если несовершеннолетний
будет замечен на улице позже указанного времени,
сотрудники правоохранительных органов должны
проверить документы, связаться по телефону с
родителями и передать им ребенка после
составления протокола. Если же родители
откажутся за ним приезжать или подросток не
захочет называть свое имя и номер телефона, его
могут отправить в социально-реабилитационный
центр для детей или детский приют.

Но если ребенка уличат в
правонарушении (например, нецензурная брань,
приставание к прохожим, попрошайничество), тогда
его могут отправить в центр временного
содержания несовершеннолетних.

Закон говорит о норме поведения
родителей по отношению к своим
несовершеннолетним детям. Для кого-то это
прописные истины, большинство родителей так и
делают: следят за учебой, физическим и
нравственным развитием, заботятся о досуге,
знают, где их ребенок находится в данный момент,
чем занимается. А тем, кто забыл о своих
обязанностях, о них напомнит закон.

За нерадивое отношение к родительским
обязанностям родителям грозит штраф: до 500 рублей
в случае, если ребенок будет находиться на улице
после установленного законом часа, и до 5000
рублей, если его застанут в питейном или игровом
заведении, нетрезвом состоянии. Руководству
такого заведения тоже грозит наказание вплоть до
лишения лицензии. Неприятности ждут и продавцов,
отпустивших несовершеннолетнему сигареты или
напитки, содержащие алкоголь, или пиво.

Безусловно, принятый закон – это
огромный шаг вперед по обеспечению безопасности
наших детей, по решению проблем безнадзорности
несовершеннолетних, подростковой преступности.

Важную, даже можно сказать, главную
роль в претворении «детского закона» в жизнь
возложена на школу, и особенно на ее первые
ступени, где трудятся учителя начальных классов.
От нас, учителей, работающих с младшими
школьниками, зависит многое.

Вот почему приоритетом моей работы
стало формирование представления о правах и
обязанностях учащихся, положительных черт
характера, чувства ответственности за свои
поступки и действия. И на первых же после летних
каникул встречах с родителями, близкими
родственниками моих второклассников приступила
к этой работе.

Надо признать, что вначале некоторые
родители отнеслись к новому закону настороженно.
Кто-то пытался перенести ответственность за
детей на школу, правоохранительные органы. В моем
классе 26 учеников. Из 58 опрошенных родственников
учащихся (папы, мамы, дедушки и бабушки,
проживающие совместно или принимающих участие в
воспитании и обучении ребенка) 3 человека в
анонимных анкетах выразили сомнения в
эффективности «детского закона», его
правомочности.

В течение всего учебного года проведен
целый ряд классных мероприятий, родительских
собраний, индивидуальных бесед с родителями и
учениками по изучению «детского закона»,
необходимости его соблюдения. За 2008-2009 учебный
год все же произошел один случай попадания моего
ученика под действие закона. Родители Сережи К.,
летом уехали в гости и оставили мальчика на
попечение бабушки, которая, занимаясь домашними
делами, не уследила за ним. В результате Сережа
был задержан в позднее время на улице. Мальчика
«под расписку» доставили домой, к бабушке,
которая правильно оценила поступок внука и свои
упущения. После этого ребенок всегда находился
под контролем взрослых и не гулял на улице после
«комендантского часа».

В начале сентября 2009-2010 учебного года я
снова на родительских собраниях провела
анкетирование взрослых по оценке «детского
закона». Ни один из опрошенных никаким образом
не возразил против его положений, наоборот, было
внесено столько предложений и замечаний по его
ужесточению! Да и сами учащиеся, теперь уже
третьеклассники, стали серьезно понимать
ответственность за свои действия, научились
рационально и с пользой проводить свое свободное
время и время общения с родителями.

Сама жизнь подтвердила правильность
кубанского «детского закона». Через год
после его принятия уровень детской преступности
в Краснодарском крае (на 1 августа 2009 года)
снизился на 21 %, на 35 % – число особо тяжких
преступлений, на 22 % – совершенных ночью,
уменьшилось на 24 % число несовершеннолетних
участников этих преступлений. И за прошедший 2009
год детская преступность в крае снизилась на
четверть, что, несомненно, явилось главным
результатом действия «детского закона».

Краевой детский закон» действует
уже почти два года. И стал обязательным для всех
– нравится это кому-то или нет. Рано или поздно он
станет нормой нашей жизни, и тем самым мы сможем
уберечь наших детей от последствий
безнадзорности. И мы, учителя, вместе с
родителями должны встать на защиту жизни и
здоровья наших детей.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *