Внеклассное мероприятие Устное народное творчество кубанские загадки, сказки, пословицы и поговорки, казачьи песни

  • Ремизова Елена Александровна, учитель начальных классов

Цели:

  • показать самобытность русского народа,
    проявляющуюся в устном народном творчестве;
  • ориентация учебного процесса на
    самообразование;

Задачи:

  • формирование национального самосознания,
    воспитание патриотизма, уважительного отношения
    к национальному наследию, стремление сохранять и
    обогащать как бесценную сокровищницу;
  • познание нашего края через произведения
    фольклора, использование возможностей
    литературы родного края для приобщения к
    самообразованию;

Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на
таком сравнительно небольшом пространстве
сложилось бы столь богатое созвездие этноса,
языков, где веками пересекались и скрещивались
бы столь многие народные исторические пути и
судьбы. К концу прошлого века Кубань подошла к
большому духовному расцвету — количество,
подробность и всесторонность издаваемых
фольклорных материалов поражает и теперь.

В первые годы заселения Кубани черноморские и
линейные казаки отличались друг от друга, так как
были представителями разных культур и языков. Но
с самого начала шел процесс взаимопроникновения
между представителями украинской и русской
этнических групп. Главным фактором, говорящим в
пользу того, что кубанский говор есть вполне
сложившийся, является то, что в равной мере, как
русские, так и украинские слова приобретают в нем
новое значение. Там, где казалось вполне могла
быть чисто русская лексика, приняты слова с
причудливой инверсией: жэнци -жнецы, копуавть
-покупать, суворый — суровый: Украинские слова
приспосабливались к говору в основном
изменением своих окончаний: балакаты — балакать.

Кубань входит в состав России . Но при этом
здесь сохраняется все своеобразие,
неповторимость и неподражаемость этой части
России.

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о
народном фольклоре:

-Что такое устное народное творчество?

-Какие его виды вам известны?

-Кто является творцом устнопоэтических
произведений?

Богато устное народное творчество и у казаков:
кроме поговорок, песен, пословиц, загадок, оно
включает в себя много сказок, небылиц:

В различных жанрах народного слова отразились
представления народа о счастье и горе, о нормах
поведения в обществе, о героизме и любви к своей
родине.

На уроке нам предстоит заняться выпуском
иллюстрированного журнала «Устное народное
творчество Кубани». Группы готовили свои
странички, разрабатывали содержание и форму
подачи.

Ответственный редактор за выпуск :

Члены редколлегии — ученики 4 «Б» класса.

1 страница — «Сказочная».

1-ый ученик

Знаете — ли вы, что казаки, расселившиеся по всей
России, в 1916 году делились на 11 казачьих войск, в
разных территориях казачьи сказки имеют свои
особенности , свои оттенки. В фольклоре казаков
известны все жанры сказки: волшебная и
авантюрная, бытовая дидактическая, сказки —
анекдоты, небылицы, сказки о животных, и каждый
жанр представлен прекрасными образцами.

Б. Алмазов обработал и пересказал в своей книге
«Казачьи сказки» около 100 сказок.

— Ребята, какие сказки вам знакомы?

Сейчас вы услышите сказку «Тройная
благодарность».

Попробуйте объяснить лексическое значение
слов, которые встретятся в инсценировке.

Благодарность — чувство признательности к
кому — нибудь за оказанное добро.

Граница — рубеж.

Посты — небольшая вооруженная команда,
поставленная в определенном месте для охраны.

Абрек — горец, участвовавший в войне против
царских войск.

Беккет — замаскированный пост на границе.

В полон — взять в плен.

«Тройная благодарность».

(Ученики, подготавливающие эту страничку,
пересказывают сказку, опираясь на иллюстрации,
выполненные «художниками — оформителями»)

Шел казак в дозор на бекет. На самую границу
тропками пробирался. Вдруг видит: в луже муравей
барахтается — тонет. Пожал его казак — соломинку
подал. Ухватился за нее муравей, на сушу выбрался.

— Спасибо тебе, казак, за помощь!

— Не стоит благодарности! — казак отвечает. —
Велика ли помощь : соломинку подать.

— Для тебя соломинка, а для меня -жизнь! —
говорит муравей. Настанет время, я тебя трижды
отблагодарю.

Посмеялся казак: какая может быть помощь от
такого маленького муравья? Да и дальше пошел.

А на бекете его дала беда. Ночью арбеки казаков
перерезали, в бурки их завернулись да смену
поджидали. Казак, ничего не ведая, подошел: думал
к своим. Тут его скрутили веревками, посадили на
коня и повезли в полон. А казак от бессилия зубами
скрепит, да ничего поделать не может — руки за
спиною туго связаны.

Вдруг чувствует — веревка лопнула. И слышит
голос муравья:

Не показывай виду, казак, что ты развязался. Это
я веревку перегрыз. Как доедем до поворота —
прыгай с коня и плыви на ту сторону, абреки тебя
не догонят — плавать не умеют, их кони воды
боятся.

Так и сделал казак. Ударил одного абрека по
бритому затылку, другому в лоб, да прямо с кручи в
волны.

Третий вытащил ружье и поймал на мушку
уплывающего казака. Муравей опять выручил:
укусил стрелка за щеку, тот дернулся, завизжал от
злости, ружье кинул. Ушел казак и на другом берегу
в лесу скрылся.

Идет казак по звездам, аулов сторонится, дорог
бережется. Совсем ослабел.

Лег казак на землю — помирать собрался.

Вдруг слышит голос муравья:

— Рано тебе умирать. У тебя еще срок не выслужен,
и дети не подросли.

Откуда ни возьмись, наползли муравьишки,
натаскали зернышек пшеничных.

Казак баланды наварил, поел, поспал — будто
заново родился.

— Ну, спасибо, муравей, за помощь!

— Не стоит благодарности, муравей отвечает.

— Для тебя зернышко, а для меня — жизнь! — говорит
казак.

— Ну что, — смеется муравей, — понял теперь, что и
от малого добра большая польза бывает.

Показали муравьи казаку тайную тропку, по ней
он на казачьи посты к своим и вышел.

Как казак оценил помощь муравья?

В каких словах выражена основная мысль сказки?

Ваше личное отношение к героям?

Что взяли для себя?

Следующая страничка нашего журнала
«Частушки».

Что удалось узнать корреспондентам об
особенностях этого жанра?

Термин «частушка» литературного
происхождения. В народе произведения
частушечного жанра именовались припевками и
страданиями. В Краснодарском крае этот жанр
получил распространение в конце XIX века.
Военизированный быт казачества определил
жанровое и тематическое развитие фольклора
Кубани, в котором много было обрядовых и плясовых
произведений. Но предпочтение отдавалось
историческим, военно -_-_бытовым и строевым, а
также шуточным и плясовым песням.

Припевки всегда исполнялись на людях, во время
гуляний и в плясках, на «вечерках»,
«посиделках», » лавочках» и даже тогда, когда
парни и девушки прогуливались по станице или
хутору. Для всех, кто интересуется духовной
культурой Кубани, любящих музыку и песенное
слово исполняем частушки.

1. Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки.
Мы сейчас вам пропоем
Новые частушки.

2. Я частушку запеваю
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.

3. Здесь народу очень много
Здесь народу сто один.
И из этого народа
Мне понравился один.

4. Мой миленок по деревне
Ходит, улыбается.
Оказалось, зубы вставил —
Рот не закрывается.

5. Говорят я боевая.
Боевой остануся.
Ох, и горе тому будет
Кому я достануся.

6. Мы подружки боевые,
Боевые только две.
Мы нигде не подкачаем,
Ни в работе, ни в гульбе.

7. Мы Кубанские девчата.
Мы нигде не пропадем.
Сами музыку играем
Сами пляшем и поем.

8. Тише, тише топайте,
Пол не проломите!
У нас под полом мышата,
Их не разбудите.

9. Хватит, хватит песни петь
Хватит, наигрались.
У нашего гармониста
Рученьки замаялись.

10. Мы частушки вам пропели,
Дорогие зрители
Нынче сами мы поэты,
Сами исполнители!

«Пословицы и поговорки» — так называется
следующая рубрика.

Пословицы — это своеобразные, краткие
наставления из народного опыта, они играют роль
неписаных законов, выражают нравственные нормы.

Поговорка же — образное выражение, дающее
яркую, меткую характеристику: на седьмом небе —
то есть очень рад, как банный лист — очень
навязчивый человек.

У пословиц и поговорок , бытующих на Кубани,
есть свои особенности, так как народное
творчество Кубани питается духовными соками
двух великих народов — русского и украинского.
Они произносятся на свой лад на кубанском
диалекте. Появились своеобразные пары пословиц и
поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по
звучанию.

Собака лает, витэр носэ. — Собака лает, ветер
носит.

Свэня калюжу найде.- Свинья грязь найдет.

Очи бояться, а руки роблять. Глаза бояться, а
руки делают.

Бидному жэныться — день малый.

— Чого вин бидный?

— Того, шо дурный.

— А чого вин дурный?

— Того шо бидный:

А теперь постарайтесь объяснить смысл
следующих пословиц.

  1. Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.
  2. Кто ленится, тот не ценится.
  3. Перо страшно не у гусака, а у клеветника.
  4. Родимая сторонушка -матушка, а чужая -мачеха.
  5. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  6. Жизнь прожить — не дорогу перейти.
  7. Казак без седла — что черкес без кинжала.
  8. На словах города бэрэ, а на деле жабы боится.
  9. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь
    привычку — пожнешь судьбу.
  10. Доскажите пословицы.
  11. Кто рано встает:.
  12. В гостях хорошо:(а дома лучше).
  13. Лучше с миром:(чем с войной).
  14. Мудрое слово: (делу основа).
  15. Без муки: (нет науки).
  16. Сначала подумай:(потом говори).

4 страничка нашего журнала «Песенная».

Корреспондент.

Кубанские народные песни издавна и традиционно
являются наиболее популярными, считаются
наиболее оригинальными в песенной культуре
России. Народная песня одновременно и памятник
глубочайшей старины и генератор ритмов нашей
сегодняшней жизни.

Кубанские песни отличаются необычайным
богатством и разнообразием (исторические, военно
— бытовые, походные, лирические, обрядовые,
свадебные, хороводные, плясовые:)

Военно — бытовые песни показывают воинов в
боевых походах, прославляют мужество, отражают
суровый военный быт В дальних походах казаки
пели о родной земле, милой Кубани, о одном доме, о
матери, о любви:

Лирическая песня живет в народе во множестве
жанровых разновидностей: календарные. Обрядовые,
свадебные, семейные, плачи, величальные. Народная
лирика отличается богатством поэтического
строя.

(Исполнение песни «:»)

Завершает наш устный журнал страничка под
названием «Загадки».

В давние — давние времена думали люди, что
дерево, и рыба , и птица — все понимают
человеческий язык.

И люди, собираясь на охоту, на рыбную ловлю,
старались вслух не произносить тех слов, которые
связаны с успехом предстоящего дела. А для того
чтобы зверя обмануть, и друг друга понимать,
придумали особую «загадочную» речь.

Вот загадка-то из той тайной речи родилась. И
сначала для того служила, чтобы помочь молодым
«тайный» язык выучить.

Бывало, зимним вечером, когда переделаны все
дела по хозяйству, собирались и стар, и мал в
какой — нибудь избе. И начинали старики молодым
мудреные вопросы задавать.

Попробуйте отгадать и вы.

Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты — не знает.
Очки.

Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
Гвоздь.

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном,
На столбе золотом.
Колос

За крайним двором
Рассыпался горох:
Ни лопатой не сгрести,
Ни метлою не смести.
Звезды.

Взой Егор на бугор —
Выше леса, выше гор,
С бугра спускается —
За травой скрывается.
Солнце

Спасибо за подготовку корреспондентам.

Что из услышанного сегодня стало для вас новым?

Д.з.

Сочините небольшой рассказ, используя
пословицы, услышанные на уроке.

Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.

Кто ленится, тот не ценится.

Перо страшно не у гусака, а у клеветника.

Родимая сторонушка -матушка, а чужая -мачеха.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Жизнь прожить — не дорогу перейти.

Казак без седла — что черкес без кинжала.

На словах города бэрэ, а на деле жабы боится.

Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь
привычку — пожнешь судьбу.

Запомните смысл новых слов.

Граница — рубеж, линия раздела между
территориями государств, районов, владений.

Посты — небольшая вооруженная команда,
поставленная на определенном месте (границы) для
охраны, наблюдения.

Абрек — горец, участвовавший в войне против
царских войск.

Беккет — замаскированный пост на границе или
впереди войска.

В полон — взять в плен, захватить в плен.

Путы — веревка, ремни, кандалы, которыми
опутывали, связывали руки и ноги с целью лишить
свободы.

Ведать — знать, иметь сведения о чем — нибудь.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *