Конспект урока Рождение нового мира по учебному курсу Всеобщая история. 10-й класс

  • Гайдамакина Анна Ивановна, учитель обществознания

Урок разработан по учебному курсу «Всеобщая
история» по учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая
история. С древнейших времен до конца 19в.»
параграф 16 «Период раннего средневековья в
Западной и Центральной Европе»

Цели урока:

  • Усвоить основные характеристики, особенности
    европейской средневековой феодальной
    цивилизации: а) социально-экономические основы
    феодализма, б) особенности общественной
    структуры, уклада жизни.
  • Продолжить работу по формированию у учащихся
    средней школы базовых учебных компетенций:
    способности видеть и понимать окружающий мир;
    осваивать научную картину мира, расширяющуюся до
    культурологического и всечеловеческого
    понимания мира; умения организации
    целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
    самооценки учебно-познавательной деятельности;
    навыков работы в группе.

Эпиграфы к уроку:

«На Западе появился новый мир, возникший
благодаря слиянию римского и варварского миров»
(Жак Ле Гофф).

«В истории цивилизаций, как и в человеческой
жизни, детство имеет решающее значение. Оно во
многом, если не во всем, предопределяет
будущее…» (Жак Ле Гофф).

Основные понятия: феод, феодал,
феодализм, феодальное поместье, вассально-ленные
отношения, феодальная иерархия, феодальные
повинности.

Оборудование: видеомагнитофон,
телевизор, компьютер, историческая карта «Европа
в 5-10 в.в.», интерактивное наглядное пособие
«История средних веков», интерактивная доска,
исторические схемы «Родовая и соседская община»,
«Феодальное поместье», «Феодальная лестница»,
пакеты исторических документов по теме урока,
видеозаписи фрагментов игровых фильмов о
средних веках «Царство небесное», «Робин Гуд»,
«Айвенго».

План урока

1. Актуализация ранее полученных знаний по теме
урока.

2. Формирование экономической основы
европейской феодальной цивилизации:

а) Разложение родовой и переход к соседской
общине.
б) Формирование крупного феодального
землевладения.
в) Феодальное поместье.

3. Раннее феодальное общество и его специфика:

а) Крестьянство и его статус.
б) Феодалы и феодальная иерархия.
в) Ценности и уклад жизни феодалов.

4. Обобщение
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Работа на уроке начинается с
актуализации ранее изученного материала, это
необходимо, так как предыдущая тема «Арабы»
«разорвала» логическую связь с первым этапом
изучения европейской средневековой цивилизации.
Актуализация проводится учителем в форме
фронтальной беседы по вопросам:

– Какое событие принято считать окончанием
истории Древнего мира? Назовите дату? (Падение
Западной Римской империи, 474 год)

– Каковы были причины великого переселения
народов?
– Когда было введено понятие «средневековье»?
– Какую роль в переходе к новому этапу
средневековья (феодализму) сыграли варвары?
Под каким названием эти исторические
события вошли в историческую науку?
– Каковы хронологические рамки средневековья? (V-XV
в.в.)

Учитель: Какие варварские королевства
образовались на обломках Западной Римской
империи? (476 г).

Учащиеся выполняя задание: Работают с
интерактивным наглядным пособием «История
средних веков». При отсутствии пособия
работают с картой или атласом и дают ответы.

Учитель: Чем обернулось вторжение
варваров для хозяйства и культуры Европы в
первые века нашей эры? Подтвердите свою точку
зрения историческими документами
(задание учащимся). Учащиеся работают с пакетом
документов № 1 (Приложение 1)

Учитель обобщает ответы учащихся и подводит их
к постановке проблемного задания: Как
оценить события первых веков нашей эры в Европе?
Что это – победа варварства над цивилизацией?
Это общественный регресс или прогресс? Откат
или движение вперед?

Учитель предлагает учащимся самим определить
цель урока: Что мы должны сделать, чтобы найти
ответ на этот вопрос?

Ученики: Отвечают. Примерно. Чтобы
ответить на этот вопрос, надо разобраться, что
происходило внутри общества, в его «фундаменте»
– экономике, в социальной сфере общества,
проанализировать эти процессы.

Учитель: Верно. На этом и сосредоточим
свои усилия. Организует работу в группах. Группы
получают подготовленные заранее пакеты
исторических источников.
Итак, что же происходило в обществе в 3-5 веках в
Европе. При всем многообразии на поверхности
общественной жизни, в основе, происходивших
процессов, немало общего…Найти
ответы на эти вопросы нам помогут исторические
источники.

2. Главным средством производства в
аграрном обществе (и в Древнем мире, и в эпоху
Средневековья) и главной ценностью была земля.

Задание учащимся: Опираясь на
документ, определите, что происходило с землей на
территории Западной Римской империи после
вторжения варваров? (учащиеся находят в пакете
документ). И дают ответ о смене собственника:
переходе крупных земельных владений в руки
варварской знати.

Учитель: Медленно, но в том же
направлении, протекали процессы в Центральной
Европе, там, где слабо или вообще не ощущалось
влияние Римской цивилизации… Народы здесь
переживали эпоху разложения родового строя…

Учитель: Сущность их состояла в том,
что на смену родовой сельской общине
приходила соседская.

Задание учащимся: Провести сравнение
родовой и соседской общины по схемам: Что между
ними общего? В чем между ними отличия?
Подтвердите это, используя документы
(учащиеся работают с пакетом документов № 2)
(Ответы учащихся)

Учитель: Социально-экономические
процессы в общине приводили к разрушению
«большой семьи»? В каком документе есть
подтверждение этого явления? Внутри соседской
общины усиливалось имущественное неравенство.
Найдите подтверждение этому в исторических
документах.

Учащиеся работают с пакетом
документов № 2 (Приложение 1)

Учитель: Рост неравенства среди
общинников, выделение знати, был ускорен
политикой королевской власти: пожалованиями
земельных владений своему окружению под
определенные условия.

Задание учащимся: найдите в
документах, на каких условиях давался феод (лен),
то есть земельное владение? Учащиеся работают с
документами и дают ответ.

Учитель: Таким образом, постепенно
сложилась экономическая молекула нового
общества – феодальное поместье.

Задание учащимся: Посмотрите на схему
и дайте характеристику каждого существенного
элемента поместья (домена). Учащиеся дают ответы:
замок. Дом феодала. Земля господская и
крестьянская. Сельская община.

Вывод делает учитель: Соседская
община просуществовала всю эпоху средневековья.
В сильном классе можно задать вопрос: Почему
соседская община могла просуществовать более
тысячи лет?

Учащиеся: размышляют, ищут объяснения
такой устойчивости, актуализируя имеющиеся
знания.

Учитель: обобщает ответы и
подчеркивает, что сельская соседская община
представляла собой экономическую ячейку
сельского хозяйства, базу, фундамент, над которым
возвышалась надстройка в виде феодальной
власти…

Вывод: в период раннего средневековья
сформировался экономический фундамент нового
общества, которое называют феодальной
общественно-экономической формацией (Маркс)
или средневековой европейской цивилизацией.

3. А само феодальное поместье
соединяло основные категории общества:
крестьянство и феодалов – в единое целое…
Логично будет рассмотреть, как функционировал
этот механизм… Подавляющее большинство
населения составляли крестьяне – общинники.

а) Крестьянство и его статус в феодальном
обществе

Учитель: На заре становления
средневековой феодальной европейской
цивилизации большинство населения составляли
свободные крестьяне – общинники. Однако
постепенно, все больше и больше крестьян
попадало в зависимость от феодалов.

Работа учащихся в группах: Используя
исторические документы, определите пути
закрепощения крестьян. Учащиеся работают
с пакетом документов и дают ответы.
(Приложение 1, пакет
докуменов № 2). Какие документы подтверждают, что
в раннее средневековье наряду с
феодально-зависимыми оставались и свободные
крестьяне? Учащиеся дают ответы.

Учитель: Опираясь на материалы,
определите, какие повинности возлагались на
зависимых крестьян феодалами?
– В чем заключалась власть феодала над
крестьянами?
– Какова была реакция крестьян на изменение
своего социального статуса (потеря свободы)?
– Какова была реакция феодалов на борьбу
крестьян?

Учащиеся дают ответы.

Учитель: Таким образом, мы составили
представление, какое положение в социальной
структуре феодального общества занимало
большинство населения – крестьянство. И логично
познакомиться с положением тех, кто стоял на
вершине социальной иерархии – феодалами.

б) Феодалы и феодальная иерархия

Изучение третьего вопроса строится как работа
учащихся
в группах с пакетом
исторических документов № 4 (Приложение
1
). Учащиеся овладевают учебными
умениями анализировать материал, извлекать
необходимую информацию, обобщать и делать
умозаключения.

Задания группам учащихся: Кто мог
выступать в роли сеньора и выдавать феод?
– Какие обязанности возлагались на вассала?
– Каковы условия потери феода?
– Какова была процедура формирования
вассально-сеньориальных отношений?
– Как защищались права вассала?
– Каковы были пределы (границы) власти феодала
над своими владениями? Подтвердить документами.

Завершая анализ вопроса, учащиеся
оформляют схему:

Феодальная лестница

Король
Герцоги. Графы
Бароны
Рыцари

И объясняют смысл высказывания: «Вассал моего
вассала – не мой вассал».

Учитель: дает дополнительное задание,
проливающее свет на специфику феодальных
отношений в Англии: «Вассал моего вассала и мой
вассал».

Учащиеся дают ответы.

в) Ценности и уклад жизни феодалов

Представляется важным моментом урока, так как
позволяет «понять» учащимся многие черты
средневекового европейского общества. С другой
стороны, на данном этапе урока целесообразно
учителю выстроить работу так, чтобы обеспечить
формирование у учащихся
информационно-технической компетенции. С этой
целью учащихся можно познакомить с фрагментом
или фрагментами игрового фильма о средневековом
обществе(например, «Айвенго», «Робин Гуд» и
другие), в котором ярко представлены занятия, быт,
нравы, система духовных ценностей рыцарей.
Предварительно учащиеся по группам
получают задания: Проанализировав материалы
фильма, сделать сообщение:

  • 1 группа – о роде занятий феодалов,
  • 2 группа – о духовно-нравственных ценностях
    феодалов.

В завершение изучения вопроса учитель в беседе
с учащимися акцентирует внимание на оценке так
называемого «Кодекса рыцарской чести»:

– Какие принципы он в себя включал?
– Какой характер он носил?
– Что из «рыцарской чести» вы бы рекомендовали
сохранить в системе «общечеловеческих
нравственных ценностей»?
– Какие положения безусловно устарели?
При отсутствии необходимых условий для
организации такой работы учащихся,
можно изучить материал, организовав работу групп
с пакетом исторических документов, ярко
характеризующих занятия, уклад жизни, ценности
феодалов (Приложение 1,
пакет документов №5.)

4. При обобщении ответов учащихся учитель
подчеркивает факт встречавшихся между феодалами
конфликтов, вражды, междоусобных войн. И ставит задание:
Почему это было возможно? И какие имело
последствия?
По первому вопросу учащиеся
подчеркивают «экономическую независимость»
каждого феодала, укрепления его собственности на
землю и власти в условиях господства
натурального хозяйства.
По второму вопросу дают ответ о том, что итогом
стала феодальная раздробленность в Европе.

Учитель «возвращается» к Проблемному
заданию, поставленному в начале урока. Ученики
его решают.

5. Рефлексия. Оценка работы групп и в
группах. Форму рефлексии выбирает учитель.

6. Домашнее задание: Изучить параграф
16. Заполнить структурную схему полученных
знаний (Приложение 2).

Литература

  1. Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая
    история. С древнейших времен до конца 19 в.
    Учебник. 10 класс. Русское слово, 2007.
  2. Н.В. Зайцева. История. Поурочные планы по
    учебнику Н.В. Загладина «Всемирная история с
    древнейших времен до конца 19 века» 10 класс.
    «Учитель», 2007.
  3. В.Е. Степанова. История средних веков.
    Хрестоматия. Пособие для учителя. М., 2000 г.
  4. В.М. Хачатурян. История мировых
    цивилизаций.10-11 кл. М.: Дрофа, 2002.
  5. Книга для чтения по истории средних веков. М.:
    Просвещение, 2001.
  6. История средних веков. Учебное пособие для
    студентов вузов. Под ред Н.Ф. Колесницкого. М.:
    Просвещение, 1996.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *