Развитие психологической компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации образования

  • Казанцева Светлана Александровна, старший воспитатель, педагог-психолог

В настоящее время изменения в образовании
требуют от педагогов не только качественных
предметных знаний, но и профессиональной
гибкости по отношению к ребенку, к организации
воспитательно-образовательного процесса с
учетом индивидуальных особенностей каждого
воспитанника. В связи с этим актуальной задачей
становится повышение психолого-педагогической
компетентности педагогов.

В рамках модернизации образования акцент
делается на личностно-ориентированную модель
взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого
взаимодействия является обеспечение ребенку
чувства психологической защищенности, доверия к
миру, радости существования (психическое
здоровье), формировать начала личности (базис
личностной культуры, развивать его
индивидуальность).

Современная жизнь подчинена очень быстрому
темпу, человек должен очень быстро ко всему
адаптироваться, как взрослый, так и ребенок. Да,
хорошо, если это взрослый, а ребенок, который еще
многого не знает и такой темп жизни накладывает
отпечаток на его психическое развитие (возможно
и другие причины связанные с проблемами в
психическом развитии).

И педагоги в ДОУ не раз сталкиваются с такими
детьми, и ряд жалоб со стороны педагогов только
возрастает. Поэтому работа, которая ведется в
учреждении, направлена на отработку
определенных приемов психолого-педагогической
поддержки воспитанников с различными проблемами
в различных видах деятельности детей.
Осуществляется через проигрывание
педагогических ситуаций, где отрабатываются
модели поведения педагога в различных
проблемных ситуациях, и где педагог встает на
место ребенка, проводятся семинары-практикумы,
различные тренинги и т.д.

Работа в этом направлении возникла не случайно,
было проведено анкетирование педагогов
«Потребность педагогов в психологическом
просвещении» (приложение 1).

Полученные результаты свидетельствуют, что 70,3%
педагогов нуждаются в психологическом
просвещении; 45,3% занимаются самообразованием в
области психологии, а остальные 54,7% — нет. Темы,
касающиеся вопросов обучения и воспитания
дошкольников, заявляют воспитатели разные: это и
агрессивность, и капризность, нарушения
поведения, также как усадить на занятие, удержать
внимание на занятии гиперактивного ребенка и т.д.

Работая в данном направлении, создаем условия,
в которых педагоги получают профессиональные и
личностно- значимые знания, позволяющие им:

Использовать полученные знания в работе с
детьми, повышая тем самым уровень эффективности
организации обучения и воспитания дошкольников;

Построить взаимоотношения с дошкольниками и
родителями на взаимоуважении;

Уметь своевременно прогнозировать и
предупреждать возникновение вероятных
нарушений в становлении личности ребенка.


Семинар-практикум «Организация
дисциплины в группах детского сада»

Цель: уточнять и расширять представления
воспитателей об организации дисциплины в
современных условиях ДОУ.

Задачи:

  • Способствовать повышению эффективности
    педагогического процесса.
  • Развивать умение анализировать свою
    педагогическую деятельность.
  • Способствовать активизации малоактивных
    педагогов, имеющих небольшой педагогический
    стаж работы в процессе работы в микрогруппах.

Материал: плакат с цитатой «Люди рождены,
чтобы помогать друг другу» Марк Аврелий, плакат
со словами «Дисциплина», плакат с воздушными
шарами, словарь терминов, таблицы.

Ход семинара

1. Активизация педагогов: игра «Похвалилки».

2. Деление на группы: игра «Воздушные шары» (приложение 2).

3. Постановка проблемы и мотивация педагогов,
заполнение проблемных листов.

Теория вопроса — определение сущности
понятия «дисциплина».

Дисциплина — это тренировка ума и характера
ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим
владеть собой, достойным и конструктивным членом
общества. Прочтите понятие «дисциплина» и
ответим на вопрос, что включает в себя
дисциплина?

Достойный пример взрослых, моделирование
ситуаций, словесные инструкции, просьбы,
обучение, предоставление ребенку самому
возможности учиться и набираться различного
жизненного опыта.

Какова цель дисциплины, по-вашему, мнению?

Педагог должен способствовать формированию
этических и моральных норм, развитию
самоконтролю, для того чтобы поведение ребенка
соответствовало определенным стандартам. Этого
добиться достаточно сложно, особенно без ущерба
и решить это отчасти удается не всем.

Постановка проблемы.

Проводимые современные исследования
свидетельствуют о том, что истоками проступков и
правонарушений несовершеннолетних являются
отклонения от нормы в поведении, игровой и
учебной деятельности, которые наблюдаются в
дошкольном возрасте. В нашем учреждении, так же
мы наблюдаем детей с отклонением в поведении. Вот
почему очень важно обратить на это внимание как
можно раньше и попробовать найти подход к такому
ребенку. Мы должны осознать, что приучить ребенка
к дисциплине — дать ему почувствовать, что его
любят.

Теория вопроса — типы поведения детей.

Существует 3 типа поведения:

— дисциплинированный (данный тип поведения
можно наблюдать на протяжении всего дошкольного
возраста, ярко проявляется в 3 — 4 года.
Характеризуется тем, что дети стремятся
следовать инструкции, ведут себя правильно в
силу необходимости выполнения правил
поведения.);

— недисциплинированный правдивый
(характеризуется тем, что дети импульсивны, легко
нарушают запрет, искренне признаются в этом, к 5 —
7 года склонность уменьшается и переходит в
другой тип);

— недисциплинированный неправдивый
(отмечается, что дети легко нарушают правила,
говорят неправду, лгут целенаправленно,
проявляется в 5 лет).

Таким образом, исходя из все сказанного,
первоначально контроль за поведением ребенка
осуществляет взрослый на основе своего
авторитете, далее у ребенка вырабатываются
механизмы самоконтроля, которые позволяют ему
существовать по законам данного окружения
(группа д/с, секция и т.д.) не потому что он должен,
а потому что он хочет. Правила принятые в этой
группе становятся неотъемлемой частью его
сознания.

Педагогу в работе с детьми необходимо
опираться на ряд принципов.

Контроль со стороны педагога необходим детям
младшего и среднего дошкольного возраста. На
каждом возрастном отрезке средства контроля
будут различны.

4. Практическая часть.

Упражнение «Техника интонирования».

Даются различные фразы и ставится задача
произнести их с различными оттенками,
интонациями, начиная со спокойных, тихих и
заканчивая агрессивными в зависимости от
педагогической ситуации (фразы типа «Садимся на
занятие», «Идите сюда», «Почему не убрали
игрушки?», «Прошу внимания», «Да», «Будьте
добры» и т.п.).

Заполнение таблицы «Методы и приемы
поддержания дисциплины в группе детского сада».

Напишите 3 проблемные ситуации, связанные с
организацией дисциплины в группе детского сада.

Выберите наиболее трудную ситуацию для своей
микрогруппы, которую бы вы хотели разрешить.

Решение ситуаций отражайте в предложенной
таблице. Воспользуйтесь памятками, которые вам
предложены.


Проблема Психологические и физиологические
особенности (уровень ЗУН — низкий, наличие
заболевания и т.д.)
В чем нуждается ребенок (желания,
потребности)
Действия взрослых Рекомендации

Педагогам предлагается обсудить и зачитать
свои рекомендации по разрешению конкретной
проблемной ситуации.

Мини-дискуссия — чем вы руководствуетесь при
поддержании дисциплины в группе?

Для поддержания определенной дисциплины в
группе необходимо вводить правила в группе,
которые возможно формулируют сами дети.

Мини-дискуссия — скажите, какие у вас
действуют правила в группе?

Важно продумать способы оценки и самооценки
детьми поведения своих сверстников.

— светофор

— книга

— итоговый круг

Подведение итогов.

Действительно, нарушение дисциплины причина
многих трудностей в развитии ребенка. Жизнь
такого ребенка протекает в обстановке сплошных
конфликтов, многочисленных упреков, порицаний.
Ребенок слышит бесконечные требования вести
себя «хорошо», «правильно», «как полагается».
Все это не только не способствует установлению
дисциплины, но и еще больше ухудшает его и, в
конечном счете, может привести к искаженному
развитию личности.

Рефлексия «Пять строчек по
правилам» Синквейн.

Литература.

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ:
    Психологическое сопровождение. — М.: ТЦ Сфера. 2005.
    — 64 с.
  2. Организация методической работы в условиях
    инновационной деятельности ДОУ: методические
    рекомендации /Сост. Ю.А. Березкина. — Бийск: БПГУ
    им. В.М.Шукшина, 2008. — 78 с.
  3. Практические семинары для педагогов. Вып. 2.
    Психологическая компетентность воспитателей
    /авт.-сост. С.В. Терпигорьева. — Волгоград:
    Учитель, 2009. — 143 с.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *