Использование тестов открытого типа на уроках русского языка 5-й класс

  • Кочебурова Марина Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Уважаемые коллеги, часто мы, учителя русского языка, сталкиваемся с проблемой: как, затратив как можно меньше драгоценного времени на уроке, проверить знание и понимание обучающимися теории русского языка. Сейчас это очень актуальный вопрос, потому что, с одной стороны, не является открытием взаимосвязь теории с практикой, с другой стороны – знание и понимание теоретических понятий, формулировок правил необходимы, иначе школьники не поймут задания на экзамене.

Да, кто-то скажет, что проверить знание теории возможно при фронтальном опросе или в этом поможет подготовленная карточка с вопросами. Но эти формы работы не позволяют охватить весь класс, проанализировать, какие темы, вопросы вызвали у учащихся непонимание, сложности.

Столкнувшись с этой проблемой на практике при подготовке детей к мониторингам, выпускным экзаменам, нашла для себя выход в использовании тестов открытого типа. Использую их как для текущего контроля (например, тест из 10-12 вопросов в начале урока с самопроверкой или групповой формой проверки не займёт много времени), так и для осуществления итогового контроля по пройденной теме.

В чём преимущество ещё тестов этого типа (помимо экономии времени)? Тесты открытого типа не включают в себя готовые варианты ответа. «Задания формулируются в форме вопросов или высказываний, и тестируемым предлагается продолжить высказывание, самостоятельно сформулировать ответ». Не всегда ответ состоит из одного слова, поэтому проверяется не только запоминание, но и понимание учащимися теоретического материала, а также умение в научном стиле кратко и чётко сформулировать правильный ответ. При этом момент угадывания практически невозможен (если только у ученика весь процесс обучения не строится по системе «угадал – не угадал»).

Составление тестов открытого типа не занимает большего количества времени, чем подготовка других видов работ. Как правило, вопросы я формулирую по ходу изучения определённой темы. Например, при изучении темы «Глагол» дети иногда затрудняются в определении непостоянных признаков у глагола, поэтому закономерными будут такие вопросы в тесте, как «Изменяются глаголы в прошедшем времени по лицам?» или «Как изменяются глаголы в настоящем и будущем временах?». Проверка теста даст возможность убедиться, насколько успешно отработали данную тему, или подскажет, что данный вопрос по-прежнему вызывает затруднение. Каждый из нас, хорошо зная своих учеников, понимает, какой вопрос не лишним будет задать ещё раз. Знаем мы и какие «подводные камни» имеет та или иная тема.

 Третий год работая на практике с тестами открытого типа, вижу эффективность их использования.

 В качестве примера предлагаю вашему вниманию тест «Словосочетание» для 5 класса и итоговый тест «Синтаксис простого предложения» для 8 класса.

Тест «Словосочетание». 5 класс

  1. Несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называются…
  2. Чем словосочетание отличается от предложения.
  3. Способы грамматической связи.
  4. Заданный вопрос от одного слова к другому – это какой вид связи.
  5. На какие группы делятся словосочетания по главному слову.
  6. В чём разница между сочинительными и подчинительными словосочетаниями.
  7. На дороге – это словосочетание?
  8. «Громко кричать». Какое это словосочетание по главному слову.
  9. Каково строение словосочетания.
  10. Произведите разбор словосочетания «о красивом цветке».

Итоговый тест «Синтаксис простого предложения». 8 класс

  1. Основные единицы синтаксиса.
  2. Пунктуация – раздел русского языка, в котором изучают…
  3. Виды синтаксической связи.
  4. По главному слову словосочетания бывают…
  5. Способы связи слов в словосочетании.
  6. Способ связи, при котором зависимое слово в словосочетании употребляется в определённой форме.
  7. Какими частями речи может быть выражено зависимое слово при примыкании.
  8. Определите способ связи в словосочетании «сказал волнуясь».
  9. Перечислите признаки предложения.
  10. По цели высказывания предложения бывают…
  11. Какое предложение называется односоставным.
  12. «Реки бурные» — прямой или обратный порядок слов.
  13. Какие слова выделяют логическим ударением.
  14. Способы выражения подлежащего.
  15. Типы сказуемых.
  16. Схема составного сказуемого.
  17. В составном глагольном сказуемом какая часть выражает лексическое значение.
  18. Схема составного именного сказуемого.
  19. Какими частями речи может быть выражена именная часть.
  20. Перечислите случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
  21. Запишите предложение «Наша задача – хорошо учиться».
  22. Какие мы знаем второстепенные члены предложения.
  23. Виды определений.
  24. Приложение – это согласованное определение?
  25. Какими частями речи может быть выражено согласованное определение.
  26. Приложение – это…
  27. На что может указывать приложение.
  28. Найдите приложение «девочки-узбечки».
  29. Виды дополнений.
  30. Какое дополнение называется прямым.
  31. Замените словосочетание «день каникул» на словосочетание со способом связи согласование.
  32. Перечислите виды обстоятельств.
  33. Каким членом предложения может быть инфинитив.
  34. В каком случае инфинитив является дополнением.
  35. Перечислите виды односоставных предложений.
  36. Какова форма сказуемого в односоставных определённо-личных предложениях.
  37. Формы сказуемых в односоставных неопределённо-личных предложениях.
  38. Если составное сказуемое, то какой тип односоставного предложения.
  39. Если в предложении помимо подлежащего есть дополнение или обстоятельство, то это односоставное предложение или неполное.
  40. В каком случае в неполном предложении ставится тире.
  41. Приведите пример составного союза, употребляемого при однородных членах предложения.
  42. Постройте схему предложения с обобщающим словом, стоящим после однородных членов предложения.
  43. В каком случае однородными будут являться определения.
  44. Когда причастный оборот выделяется запятыми, если стоит перед главным существительным.
  45. Приведите пример предложения с обособленным определением, выраженным приложением.
  46. С какими производными предлогами выделяются обстоятельства.
  47. Перечислите группы вводных слов по значению.
  48. Приведите пример предложения с вводным предложением.
  49. Определите вид односоставного предложения «Дорожки посыпали галькой».
  50. Что называется обращением.

Ключ

  1. Словосочетание, предложение.
  2. …знаки препинания и правила их постановки.
  3. Сочинительная, подчинительная, бессоюзная.
  4. Именные, глагольные, наречные.
  5. Согласование, управление, примыкание.
  6. Управление.
  7. Наречие, деепричастие, инфинитив.
  8. Примыкание.
  9. Грамматическая основа, единица общения, интонационная законченность.
  10. Повествовательные, вопросительные, побудительные.
  11. Простое предложение, в котором есть только один главный член предложения.
  12. Обратный (инверсия)
  13. Самые главные, новая информация.
  14. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, инфинитив, причастие, цельное словосочетание, междометие.
  15. Простое глагольное, составное глагольное, составное именное.
  16. Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
  17. Инфинитив.
  18. Составное именное сказуемое = глагол-связка + именная часть.
  19. Любой самостоятельной частью речи, кроме глагола.
  20. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, есть частица НЕ, вводное слово, сравнительные союзы; если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именем существительным.
  21. Наша задача – хорошо учиться.
  22. Определение, дополнение, обстоятельство.
  23. Согласованные, несогласованные.
  24. Нет.
  25. Именем прилагательным, отдельными разрядами местоимения, причастием, порядковым числительным.
  26. Несогласованное определение, выраженное именем существительным.
  27. Указывает на родственные связи, профессию, национальность…
  28. Приложением является слово «узбечки»
  29. Косвенные, прямые.
  30. Прямое дополнение выражено именем существительным в винительном падеже без предлога.
  31. Каникулярный день.
  32. Обстоятельства места, времени, образа действия, причины, цели, сравнения, условия, уступки.
  33. Любым.
  34. Есть два лица.
  35. Определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные.
  36. Глагол в форме 1,2. лица настоящего или будущего времени.
  37. Глагол в форме 3 лица настоящего или будущего времени, а также множественного числа прошедшего времени.
  38. Безличное.
  39. Неполное.
  40. Если опущен какой-либо член предложения.
  41. Например, не только, но и.
  42. O,O,O –O.
  43. Если обозначают один признак.
  44. Если есть обстоятельственное значение причины, уступки.
  45. Проверить соответствие примера заданию.
  46. Несмотря на, вопреки, благодаря.
  47. Степень уверенности, источник сообщения, порядок мыслей, чувства, оценка стиля высказывания.
  48. Проверить соответствие примера заданию.
  49. Неопределённо-личное предложение.
  50. Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью.

Критерии оценивания теста для 8 класса по десятибалльной системе оценивания знаний, умений и навыков учащихся (по десятибалльной системе оценивания знаний, умений и навыков наш ЦО №656 им. А.С.Макаренко работает с 2003 года)

Балл Количество правильных ответов
1. 10 баллов — прекрасно 50 правильных ответов, отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки, нет исправлений
2. 9 баллов — великолепно 49-43 правильных ответов, отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки; нет исправлений
3. 8 баллов – отлично 42-36 правильных ответов, отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки; есть не более 4 исправлений
4. 7 баллов – очень хорошо 35-29 правильных ответов, 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка
5. 6 баллов – хорошо 28-22 правильных ответов, не более 2 орфографических или пунктуационных ошибки
6. 5 баллов – недостаточно хорошо 21-16 правильных ответов, 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки
7. 4 балла — удовлетворительно 15-10 правильных ответов, 3 орфографических или 3 пунктуационных ошибки
8. 3 балла — посредственно 9-7 правильных ответов, 4 орфографических или пунктуационных ошибки
9. 2 балла – слабо 6–4 правильных ответов, более 4 орфографических и пунктуационных ошибок
10. 1 балл – очень слабо 3–1 правильных ответов, более 4 орфографических и пунктуационных ошибок

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *