Литературная гостиная Сердцу дорогие имена…. Творчество А.Кольцова и И.С. Никитина

  • Гладких Людмила Гавриловна, учитель русского языка и литературы

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с творчеством великих людей земли воронежской;
  • показать учащимся безграничные возможности настоящей поэзии:
  • подчеркнуть, что жизнь А. Кольцова и И. Никитина полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что их внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений о тайнах бытия.

Воспитательные:

  • прививать интерес к языку;
  • воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников;
  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

Развивающие:

  • развивать творческое мышление при анализе лирических произведений;
  • закрепить, углубить приемы и навыки работы с текстом;
  • отработать технику редактирования текста.

Наглядность: портрет писателя, газета, рисунки учащихся к стихотворениям, выставка книг Кольцова и Никитина, буклет «Экскурсия по литературным местам Воронежа»

Оборудование: грамзапись романсов А.Л. Гурилева, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова на слова А. Кольцова.

Ход урока

Классная комната, полумрак, горят свечи, на доске портреты А.Кольцова, И. С.Никитина.

1. Вступительное слово учителя.

У нас сегодня необычный урок – литературная гостиная. Мы этот час посвящаем поэзии Алексея Кольцова и Ивана Саввича Никитина, имена которых известны далеко за пределами края. «Певцы земли воронежской», – так называли их.

Библиотекарь. Заочная экскурсия по воронежским улицам, связанным с именем Кольцова.

Чтец. Стихотворение Никитина «У могилы Кольцова»

Опадает листва на могилу Кольцова,
Умирают слова и рождаются снова.
По осенней поре здесь глубокий покой.
Кто-то к жесткой коре прислонился щекой.
И угрюмо шумит песней старою дуб,
На суровый гранит осыпая свой чуб,
Опадает листва и рождается снова
Остаются слова Алексея Кольцова.

Учитель. Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже в 1809 году. Отец его, воронежский мещанин. Он брал в аренду луга, скупал скот. Гурты скота гонялись за сотни верст от Воронежа, доходили до самой Москвы и продавались мясным торговцам. Обстановка в доме Кольцовых была некрасивой: мужицкая грубость соединялась с мещанской спесью, ломаньем и кривляньем. В 11 лет будущего поэта уже начали приучать к делу. Таким делом в семье считалась торговля. Из второго класса уездного училища отец забрал Алешу, несмотря на способности мальчика к учению. Отец решил, что для торговых дел сын обучен, а большего ему не надо. Школой для Алексей стала сама жизнь.

А жизнь Алексей увела в степь, где паслись стада. Он полюбил ее зеленый простор, безмятежную ширь и раздолье. Синее небо и яркие звезды. Хорошо было в степи! Зеленый океан трав мягко стелется вокруг. Словно волны серебрится на солнце высокий ковыль.

Чтец. Стихотворение «Ах ты, степь моя, степь привольная…»

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко, ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной
Вдоль и поперек
С ней хотелося…

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньёй, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошенная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!

Учитель. Детские годы рано перестали увлекать Алешу. От веселых криков детворы, шума он уходил в сторону с книгой в руках. Книгу он брал с собой и в степь. Чувствовал юноша, что внутри его что-то кипит и горит, какие-то неясные звуки дрожат в сердце и замолкают. Непонятная сила заставляет его учиться слагать стихотворения. Позднее он понял, что эта сила зовется признанием.

На заре туманной юности
Всей душой любил я милую:
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь.
Что пред ней ты, утро майское,
Ты, дубрава-мать зеленая,
Степь-трава-парча шелковая,
Заря-вечер, ночь-волшебница.

Алексей полюбил красивую и умную девушку Дуняшу. Она была крепостной. Родители решили, что она ему не пара, и отослал отец сына по торговым делам подальше от любимой. Горьким было прощание молодых людей. Чувствовала бедная девушка, что не увидит больше своего любимого.

Запись романса М. Балакирева «Обойми, поцелуй»

– Ваше впечатление о романсе. Соответствует ли музыка и исполнение Вашему пониманию стихотворения?

Уехал Алексей, а отец в тот же день продал Дуняшу с матерью, увезли их далеко в задонскую степь. Когда вернулся Алеша, первым делом побежал к любимой. Двери избенки открыты, в комнате гулял ветер. Всех он спрашивал, куда делась невеста. Отец избегал встреч с сыном, мать в ответ только плакала. Все остальные молчали. Горе придавило Кольцова. Болезнь надолго уложила в постель. Едва оправившись, еще слабый после болезни, бросился юноша в степь искать девушку. Однажды на перекрестке дорог его привлекла внимание одинокая могила. У этой могилы он написал стихотворение.

Чтец. Стихотворение «Могила»

Чья это могила
Тиха, одинока?
И крест тростниковый,
И насыпь свежа?
И чистое поле
Кругом без дорог?
Чья жизнь отжилася?
Чей кончился путь?
Татарин ли дикий
Свершил здесь убийство
В ночной темноте
И свежею кровью,

Горячею брызнул
На русскую быль?
Или молодая
Жница-поселянка,
Ангела-младенца
На руках лелея,
Оплакала горько
Кончину его?
И под ясным небом
В поле, на просторе,
В цветах васильковых,
Положен дитя.
Веет над могилой,
Веет буйный ветер,
Катит через ниву,
Мимо той могилы,
Сухую былинку,
Перекати-поле.
Будит вольный ветер,

Будит, не пробудит
Дикую пустыню,
Тихий сон могилы!..

Учитель. И не знал Кольцов, что это могила той, которую он не мог забыть всю жизнь. Алексей Васильевич нашел успокоение в поездках по степи и в поэзии. Он был близок с простым народом, он знал его горькую жизнь и сочувствовал ему. Центральным образом творчества Кольцова были образы крестьян-бедняков.

Чтец. Стихотворение «Раздумье селянина»

Сяду я за стол –
Да подумаю:
Как на свете жить
Одинокому?

Нет у молодца
Молодой жены,
Нет у молодца
Друга верного,

Золотой казны,
Угла теплого,
Бороны-сохи,
Коня-пахаря;

Вместе с бедностью
Дал мне батюшка
Лишь один талант –
Силу крепкую;

Да и ту, как раз,
Нужда горькая
По чужим людям
Всю истратила.

Сяду я за стол –
Да подумаю:
Как на свете жить
Одинокому?

Учитель. В своей поэзии А.В. Кольцов раскрывает духовный мир крестьянина, показывает его глубокую и подлинную человечность. Поэт открыл отечественной литературе ее настоящего героя – скромного мужика, на плечах которого держалась вся Россия. Душа простого человека способна не только на суетные страсти, но и на возвышенные чувства. Герой Кольцова, являясь выразителем существеннейших черт русского характера, терпелив, стоек, отважен.
Подлинная народность творчества поэта наиболее ярко проявилась в его песнях о крестьянском земледельческом труде, в которых выражается народная точка зрения на труд как на источник жизни, духовного величия, радости. Герой «Песни пахаря» «весело» ладит борону и соху. В стихотворении «Урожай» скрип возов в пору жатвы уподобляется музыке, а скирды на гумнах – князьям.

В творчестве Кольцова нашло отражение стремление народа к свободе.

Чтец. Стихотворение «Дума Сокола»

Учитель. Бывал А.В.Кольцов в Москве, Петербурге. Он познакомился со многими артистами, художниками, учеными. Подружился с В.Г.Белинским, А.С.Пушкиным. Дни дружеских встреч с Пушкиным- золотые дни для воронежского поэта. Но пришло время вернуться домой. Отец взвалил на плечи сына все хозяйство, все торговые дела. Много работы, редко выпадает свободная минутка, усталой голове не до книг, не до стихов. Стихи не пишутся, книга выпадает из рук.

От кручины-думы
В сердце кровь застыла,
Что любил как душу,
И то изменило.

Библиотекарь рассказывает историю создания стихотворения «Лес».

Чтец (под аккомпанемент гитары читает наизусть стихотворение)

Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?
Что, Бова-силач
Заколдованный,
С непокрытою
Головой в бою
Ты стоишь-поник,
И не ратуешь.
С мимолетною
Тучей-бурею…

Учитель. Поэта бесконечно угнетало мещанско-купеческое окружение. В письме к Белинскому он пишет: «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нем». Друзья советуют ему переехать в Петербург, но в это время он тяжело заболел. 29 октября 1842 года на 34 году жизни умер народный поэт. В 1868 г. В Воронеже поставили памятник поэту, но лучшим памятником Алексею Васильевичу, конечно, являются его стихи.

2. Поделитесь своими открытиями в лирике Алексея Васильевича Кольцова.

Чтение наизусть стихотворений поэта (3-4 стихотворения). Истолкование прочитанного. Чтение сопровождается музыкальным сопровождением, отражающим эмоциональное состояние человека, вызванное стихотворением.

3. Учитель.

Когда Кольцов умер, девятнадцатилетний Иван Никитин только входил в жизнь. Он родился 21 сентября 1824 года. Его отец владел свечным заводом. Завод был маленький. Изготовлением свечей занимался отец с двумя рабочими. Он часто посылал сына с лотком на груди продавать свечи на базаре. Мать поэта не выдержала семейного деспотизма и пьяных выходок мужа. Она умерла, когда сын еще не вышел из отроческого возраста. Позже Иван Саввич вспоминал:

Чтец.

Я помню ночь: перед моей кроваткой,
Сжав руки, с мукою в чертах,
Вся бледная, освещена лампадкой,
Молилась мать моя в слезах.
Я был в жару. А за стеною пели.
Шел пир семейный как всегда.
Испуганный, я вздрагивал в постели.

Учитель. В 1844 году отец лишился своего завода. Вслед эа этим продали дом и купили на окраине города, на Кировской улице ( ныне Никитинской) захудалый постоялый двор.

Библиотекарь проводит заочную экскурсию по музею Никитина, Никитинской площади. Рассказывает о том, что в убогой, полной грубости обстановке рождались прекрасные стихи о природе, родине. Первым в печати появилось стихотворение «Русь».

Его появление совпало с Крымской войной 1853 года. В патриотических строчках прозвучало сознание силы, призыв к мужеству.

3.1. Анализ стихотворения “Русь»”.

  1. Какие темы прослеживаются в стихотворении?
  2. Назовите особенности поэтической лексики.
  3. Выявите особенности поэтической фонетики.
  4. Как лирический герой воспринимает Русь?
  5. Какие тропы использует поэт?
  6. Охарактеризуйте особенности синтаксиса.
  7. Определите размер стиха. Как он связан с ритмом?
  8. Что бы вы нарисовали к стихотворению?

3.2 Актер театра юного зрителя

рассказывает о том, что Иван Саввич любил природу. Это о ней он написал: «Она первый мой наставник. Она моя мать, утешающая меня в минуты тоски и сомнения»

Чтец. Стихотворение «Утро».

Учитель. Картины природы неотделимы от народной жизни. Для произведений, изображающих жизнь крестьян, характерен мотив народного горя. Никитин нарисовал образ трудового человека, задавленного нуждой.

Чтец. Стихотворение «Пахарь».

Учитель. Поэт сочувствовал крестьянам, их борьбе против своих мучителей. Еще в начале своего творческого пути Иван Саввич создал стихотворение «Мщение». В нем он пишет о простом мужике, который в отместку за побои и оскорбления дочери убил барина и спалил господский двор.

Чтец. Стихотворение «Мщение»

Библиотекарь. Когда мы проходим по проспекту Революции, то на здании видим мраморную доску с надписью: «В этом доме была книжная лавка-библиотека поэта И.С. Никитина (1859-1861 г.г.)

У Никитина можно было купить книги, а можно было просто взять почитать. Магазин был одновременно и библиотекой.

Учитель. В эту пору здоровья Ивана Савича становилось все слабее и слабее. Чахотка. Страшная, неизлечимая болезнь. Но он не оставлял магазина. Сюда приходили семинаристы, учащиеся духовного училища, все люди, которые любили читать. Умер поэт 16 октября 1861 года в возрасте 37 лет. На могильном памятнике его слова из стихотворения:

Вырыта заступом яма глубокая,
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,.
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая,
Горько она, моя бедная, шла.
И, как степной огонек, замерла.

3.3. Чтение стихотворений И.С. Никитина учащимися.

4. Заключительное слово учителя.

Произведения Кольцова и Никитина пользуются огромной любовью. Верно сказано об этих поэтах:

Кто при жизни всегда был с народом,
Тех и смерть не разлучит с ним.

5. Микросочинения «Мой А. Кольцов», «Мой И.С. Никитин» (по выбору учащихся)

6. Подведение итогов урока.

Выставляются оценки за работу на уроке.

7. Домашнее задание.

Учащиеся получают творческое задание: проанализировать любое понравившееся, но не прозвучавшее на уроке стихотворение А.В. Кольцова или И.С. Никитина.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *