Лингвистический анализ отрывка из повести Л.Н. Толстого Хаджи-Мурат. Элективное занятие в 10-м классе

  • Пушкина Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы

Аннотация.

На данном занятие я вырабатываются у обучающихся коммуникативные,
интеллектуальные (анализ текста) компетентности, а также компетентность
саморазвития и самообразования.

Идея интеграции двух школьных предметов – русского языка и литературы – не
нова. Элективный курс «Лингвостилистический анализ текста» рассчитан на 34 часа
(17ч. – в 10 классе, 17ч. – в 11 классе). Это путь к синтезу художественного
произведения и «ключ» к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.

На данном занятии осуществляется анализ отрывка из художественного
произведения на всех языковых уровнях. Переход от языковых единиц разного уровня
приводит к пониманию содержательной и символической стороны текста. Таким
образом, у обучающихся вырабатываются коммуникативные и интеллектуальные
компетентности, а также компетентности саморазвития и самообразования.

На данном занятии использованы следующие приёмы и методы:

  1. Информационный проект обучающегося.
  2. Творческий проект обучающегося.
  3. Эвристическая беседа.
  4. Практическая работа.

Отрывок читается под «Половецкие пляски» А. Бородина.

Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой-то кустик. Когда я подошел
ближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал
и бросил. Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как
отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку.
Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был
сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и
вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь
кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но
все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности,
оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку,
уничтожившему всех его братий кругом его.

Чертополох – в народном восприятии это колючее сорное растение,
именуемое татарином (татарником), мордвином, муратом (В. И Даль), соединяется с
представлением о вредном, нечистом, злом.

Цель занятия:

  1. Воспитание любви к слову.
  2. Развитие навыков анализа текста.
  3. Развитие творческих способностей.

Ход занятия

I. Слово учителя.

Лев Толстой – целый мир. Попробуем прикоснуться к этому миру.

Наша задача – проанализировать фрагмент из художественного произведения. С
историей создания повести и аннотацией на произведение нас познакомит ученик 10
класса.

II. Презентация.

III. Анализ текста.

Давайте назовём уровни анализа:

  • фонетический;
  • лексико-семантический;
  • словообразовательный;
  • морфологический;
  • синтаксический.

Фонетический уровень.

1) Выпишем слова, которые имеют фонетическую закономерность в области
согласных звуков (сорвал, бросил, оторван, вывернули, внутренности, оторвали,
выкололи, вырвали).

2) Скажите, пожалуйста, звук «в-р», «в-р» складываются в какое слово?
(Варвар – грубый, жестокий человек.)

3) Какой приём использует автор? Для чего? (Аллитерация звуков «в-р»
создаёт образ разрушителя, уничтожающего всё живое на своём пути.)

Лексико-семантический уровень.

1) Сколько образов в этом отрывке? (Два – образ куста «татарина» и образ
человека – варвара.)

2) Выпишем ключевые слова:

Куст «татарина»

Кустик какой-то.
Остатки ветки – как отрубленная рука.
Цветок грязный.
Цветки красные чёрные.
Один стебель – висел книзу.
Другой – вымазан черноземной грязью.
Кусок тела.
Весь кустик поднялся.
Стоял.
Боком.
Всё-таки стоял .
Всё стоит, не сдаётся.

Человек

Сорвал и бросил.
Сломал.
Вырвали.
Вывернули.
Оторвали.
Выкололи.

3) Есть ли здесь нейтральные слова? (Нет, все слова эмоционально
окрашены.)

4) Какой приём использует автор при создании образов «татарника» и человека?
(Антитезу.)

5) Какими словами можно обозначить это противопоставление? (Созидание –
разрушение.)

6) А теперь найдём контекстуальные антонимы: (вымазанный чернозёмной грязью –
торчал кверху; был переехан колесом – но стоял; вырвали, вывернули, выкололи –
всё стоит, не сдаётся).

7) А какие краски преобладают здесь и почему? (Контрастные; чтобы усилить
тяжёлое впечатление от того, что сделал человек.)

8) Какое слово звучит торжественно? Для чего? («Братия»; очевидно, чтобы
подчеркнуть восхищение автора стойкостью кустика.)

Словообразовательный уровень.

Слова, создающие образ человека. Как они образованы? С помощью каких
приставок? (Вы – исчерпанность действия; от, ото – прекращение действия.)

Словообразовательные модели подчёркивают: то, что «творит» человек – ужасно,
губительно. Человек отнимает жизнь.

Морфологический уровень.

Творческий проект ученицы «Какие части речи преобладают в данном отрывке?»

Начну с подсчета. В этом небольшом отрывке преобладают глаголы. Их 25, а
также есть 6 причастий (глагольных форм). Для чего? лингвисты отмечают, что эти
две части являются неисчерпаемым источником экспрессии. Данный текст очень
выразителен, ярок, «жесток», динамичен. А именно глагол используется в речи для
передачи движения, смены событий: подошёл – сорвал – бросил.

Большинство глаголов эмоционально окрашены: оторвали, вывернули, выкололи.
Причастия «мрачные»: оторван, сломан, переехал…

И глаголы, и причастия прошедшего времени. Только в последнем предложении 2
глагола в настоящем времени: стоит и не сдаётся. Причём второй глагол «сильный»
с отрицательной частицей не; этим подчеркивается несломленность,
стойкость цветка. Глаголы в настоящем времени «говорят»: Жизнь побеждает смерть.
Так есть. Так и будет. Писатель верит в это и хочет, чтобы мы, читатели,
поверили: война – временна…

Синтаксический уровень.

1) Проанализируем предложение «Один стебель был сорван…» Чем оно интересно?
(Разделено на две части, причём не только синтаксически, но и по смыслу
семантически.)
Части контрастные, подчёркнута отдельность. фрагментарность
впечатлений автора).

2) В следующем предложении тоже есть противопоставление с союзом «но». Зачем?
(Чтобы показать: куст не просто стоял – он стоял вопреки горю, вопреки
смерти.)

3) «От слова к слову – усиливается эмоциональный накал ужаса, творимого
человеком». О каком предложении, по-вашему, я говорю? (О предпоследнем.)

4) Как это создаётся? (С помощью однородных членов: все они «разрушительные».)

5) Толстой создает обобщенный образ разрушителя. Как? (С помощью
неопределенно-личного предложения.)

6) Последнее предложение начинается с союза «но». Почему? (В этом
жизнеутверждающая позиция автора, не правда ли?)

IV. Рефлексия.

А теперь закроем глаза и послушаем «Грезы» Р. Шумана.

А что вы услышали в этой музыке?

Что представили вы?

Один из биографов Роберта Шумана сказал, что в «Грёзах» вся красота мира
представлена вся красота мира представлена « лежащей на детской ладони». Как вы
понимаете эту фразу? Как эта мелодия связана с нашим занятием?

V. Заключение.

Итак, сегодня мы рассмотрели языковые единицы разного уровня. Для чего?
(Чтобы глубже понять содержательную и символическую сторону текста
художественного произведения.)

Увидели, что за каждым звуком, за каждым словом, за каждым знаком – глубокий смысл.

Л. Н. Толстой скуп на изобразительные средства; здесь почти нет эпитетов,
есть только сравнения с помощью которых, показывает жестокость войны, её ужас.

Что осуждает писатель? (Войну, жестокость.)

А чем восхищается? (Кустом «татарина» как символом жизни, веры,
несломленности.)

Потому и надо обращаться к великой литературе, к великой музыке, которые дают
пищу для души, дарят веру, надежду, любовь…

Используемая литература:

  1. Л.Н.Толстой «Хаджи Мурат». Издательство «Художественная литература», 1981.
  2. В.И. Громова. Рабочая тетрадь по анализу текста. Филологический
    практикум. Саратов Издательский центр «Наука», 2009.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *