Л.С. Петрушевская. Принцесса-белоножка, или Кто любит, носит на руках. Урок литературы в 5-м классе

  • Воробьёва Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока. Слово учителя

Л.С.Петрушевская — один из классиков современной русской литературы. Ее произведения переведены более чем в 20 странах. Это Лауреат премий А.Пушкина, С Довлатова, литературной премии Триумф -2002 и других. Перу Петрушевской подвластно все: и рассказы, и пьесы, и стихи, и сценарии к фильмам.

Любимым жанром последних лет стала сказка. К ней Петрушевская обратилась в 90 годы ХХ века.

О чем же пишет Петрушевская?
В чем своеобразие ее сказок?
Почему они интересны и взрослым, и детям?

Попробуем разобраться с этими вопросами на примере сказки «Принцесса — белоножка, или Кто любит, носит на руках».

III. Краткий обзор содержания сказки

IV. Анализ содержания сказки

(Используется форма групповой работы, индивидуальных заданий)

Индивидуальное задание

Своеобразие названия сказки.

Примерное сообщение ученика:
У сказки 2 названия, и это не случайно. Во-первых, выделено имя главной героини. Во-вторых, слово Кто, напечатанное с большой буквы, указывает еще на один образ. Можно предположить, что это образ Любви. В-третьих, обозначена тема сказки.

Первая группа: Необычность образа главной героини.

Сообщения учащихся:

  • Необычна внешность принцессы: «Глаза как незабудки», кудряшки как золотой шелк, «ручки как из лепестков роз», « ножки белые, словно лепестки лилии». Принцесса нежная, хрупкая, похожая на цветок, напоминает Дюймовочку.
  • Необычно поведение принцессы — белоножки. Она часто плачет. Почему? Видимо, у нее нет друзей, она страдает от одиночества, не чувствует себя любимой. Звучит диалог принцессы и старой няньки:

    — Но ты меня ведь любишь? — спросила младшая принцесса, когда няня, набегавшись со своей ношей, положила свою принцессочку обратно на кровать
    — А как же тебя не любить? — ворчливо отвечала няня. — Если бы я тебя не любила, я бы за такое жалованье давно бы здесь не жила.

    Этот диалог помогает понять, как важна была для принцессы любовь близких ей людей. Необычна сила любви принцессы.

  • Поведение принцессы изменилось, когда она познакомилась с принцем. Теперь она много гуляла, танцевала, смеялась, «плела венки из васильков, которые были такие же синие, как глаза принца».
  • Характер принцессы раскрывается через любовь к нему. Любовь оказалась настолько сильной, что разлуку с принцем красавица не смогла перенести без слез, но принцесса не теряет своего достоинства.
  • «Няня все время подбивала ее позвонить принцу, но принцесса не соглашалась, а только плакала, почему принц сам не звонит»

  • Несмотря на хрупкость, оказывается сильным человеком и спасает принца, когда во время прогулки он падает с лошади.
  • «Принцесса слезла с лошадки, уговорами и лаской ее заставила прилечь на дорогу, а затем как могла приподняла принца, взвалила его безжизненное тело на лошадь, взяла в руки поводья и повела лошадь в замок, оставляя на дороге кровавые следы своих сапожек».

Учитель: (обобщение) Рискуя собой, принцесса спасает жизнь принцу, хотя тот предал ее. Но она предать его не может, любимых в беде не оставляют. Хрупкая, нежная, больная принцесса способна на настоящий подвиг во имя любви, она спасает жизнь молодому, здоровому, спортивному принцу. (Обратим внимание учащихся на прием противопоставления).

Вторая группа: Характеристика принца.

(Учащиеся должны доказать, что характер принца дан в развитии)

Сообщения учащихся:

  • Принц молодой, красивый, сильный, ласковый. Таким увидела его принцесса, когда они познакомились. На самом деле принц оказался равнодушным, черствым, холодным человеком. Не смог понять просьбу принцессы взять ее на руки и посадить в седло.
  • «Для этого есть слуги, — улыбаясь, сказал принц».

  • Но когда он услышал о смерти принцессы, спасшей ему жизнь, что-то шевельнулось в его душе. Мы видим его другим человеком. Беспомощная умирающая принцесса вызывает у него жалость и желание спасти ее. Он ощущает себя способным сотворить чудо. «Схватил принцессу на руки», «понес ее к окну», «быстро открыл окно», «быстро поцеловал принцессу в губы». Произошло чудо. «Принцесса широко открыла глаза, а потом моргнула и засмеялась».

Учитель: Произошло настоящее чудо любви. Любовь и благодарность изменили принца. Теперь он стал по — настоящему сильным человеком, способным совершить чудо не ради себя, а ради принцессы. Недаром старая няня за спиной принца ахнула и зашептала: «Кто любит, носит на руках».

Вопрос классу: — Как вы думаете, что означают эти слова?

Учитель: Носить на руках — это искренне любить, быть готовым пожертвовать жизнью, уметь ответить на чувства другого человека, быть ответственным за судьбу любимого. Это главная мысль сказки.

Третья группа: Окружение принца.

Примерное содержание выступления учащихся:

  • Отсутствует деление на положительных и отрицательных героев. Они напоминают обычных людей, в которых есть плохое и хорошее. Петрушевская подшучивает над близкими и придворными, которые так и не поняли, что значили слова колдуна. Они просто носили принцессу на руках, не проявляя настоящей искренней любви.
  • «Бабушка — королева ничего никогда не поднимала тяжелей бокала с вином», «мама — принцесса вообще не знала, с какого боку подойти к своей, уже довольно тяжелой дочери», «папа — принц поднял ее на 22 сантиметра от постели» и восторгался своим рекордом, «старая няня носила младшую принцессу на руках по спальне целых десять минут, но при этом вспоминала и о своих обидах» …Вот так и стала одинокой принцесса среди своих самых близких людей.

Учитель: Вот оказывается в чем дело! Принцессу любили лишь на словах. Никто не смог понять причины ее слез, никто не проявил настоящего участия и сострадания, никто не понял, что девушка мечтала о любви, так как жила в мире равнодушия. Ей было так плохо, что она заболела. Только любовь могла исцелить ее.

V. Своеобразие языка сказки (Коллективная работа)

Классу предложены следующие вопросы и задания:

  • Найдите в тексте необычные для сказки слова и выражения. («разумеется», «тем не менее», «врач срочно уволился с работы», «колдуну послали цветную фотографию принцессы», «все это бабские глупости»…)
  • Почему в первой части сказки повторяется выражение «как полагается»? (В первой части события происходят как будто по плану, по законам сказки. Во второй части развивается новая история, история реальной жизни)
  • Докажите на примере любого образа сказки, что речь характеризует героя. (Интересен образ старой няни. Она эгоистична, грубовата. «Значит, ты придуряешься, — сказала, положив трубку через два часа, няня. У нее свои заботы, переживания: «… внуки одни бегают в деревне без присмотра». Но все-таки она любит свою принцессочку. «Поздно, поздно, — причитала нянька, — раньше надо было, дурак, упустил свое счастье, девочка была ласковая, послушная». Лицо няни в этот момент было багровое от слез.)

Учитель: Создается впечатление, что Петрушевская рассказывает реальную историю, героем которой мог быть каждый из нас. Автор приближает сказку к реальной жизни, открывает глаза на ее истинное устройство. Это сказка о современной жизни, в которой многие одиноки и поэтому мечтают о чуде.

Какую известную сказку Андерсена напоминает сказка Петрушевской? (Петрушевская написала свою сказку в честь «Русалочки» Андерсена)

VI. Подведение итогов. Выставление оценок

VII. Домашнее задание

Написать сочинение — рассуждение «Две сказки — две истории любви». Можно предложить учащимся примерный план сочинения или провести для желающих консультацию.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *