Кульминация повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба

  • Трусова Зоя Ивановна, учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • развивать умение бережно работать с
    художественным текстом;
  • развивать навыки анализа эпизода
    художественного произведения;
  • развивать умение давать связный,
    аргументированный ответ на вопрос;
  • вырабатывать навыки работы со словарем;
  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный
    запас;
  • учить понимать и умело пользоваться
    литературоведческими терминами;
  • развивать интерес к истории нашей Родины.

I. Вспомним, что такое композиция
художественного произведения?

1. Работа со словарем. Смотрим “Краткий словарь
литературных терминов Б.М. Ладыгина стр.459
Учебник. Литература.6 класс.

Композиция — организация последовательности
повествования, построение литературного
произведения.

2. Назовите основные элементы композиции?

— Экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка.

3. Что такое кульминация как элемент композиции?
(Работа со словарем)

Кульминация – эпизод литературного
произведения, в котором художественный конфликт
достигает критической точки в своем развитии и
не может далее сохраняться в виде конфликта,
требуя немедленного разрешения.

4. Давайте вместе отберем материал, сцены,
эпизоды текста, которые относятся к кульминации.

— Описание массового героизма казаков.

— Изображение душевной красоты казаков, которые
гибнут за Родину.

— Героическая борьба казаков-запорожцев. Второй
бой запорожцев.

— Борьба казаков за свою независимость.

— Смерть запорожцев.

II. Обратимся к теме нашего урока (тема
записана на доске). Сегодня на уроке разрешим
важную учебную задачу: “Почему второй бой
запорожцев – кульминация повести?” Зачем автор
вводит второй бой запорожцев в повесть?

1. Приступим к работе с текстом. Открываем
повесть “Тарас Бульба”.

а) Какие события явились преддверием второго
боя?

— Речь Тараса Бульбы.

б) Почему это событие?

— Тарас произносит речь перед боем. Он знает, как
объединяет и подбадривает людей сказанное
вовремя нужное слово.

— Тарасу хотелось высказать все, что было на
сердце в этот напряженный и трудный момент.

в) Давайте прослушаем речь Тараса.

Ученик выразительно читает речь Бульбы.

— “Хочется мне вам сказать, панове, что такое
есть наше товарищество… Нет уз святее
товарищества! Отец любит свое дитя, мать
любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это
не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но
породниться родством по душе, а не по крови, может
один только человек. Бывали и в других землях
товарищи, но таких, как в Русской земле, не было
таких товарищей…”

г) Как характеризует речь самого Тараса?

— Речь Тараса – свидетельство его мудрости,
патриотических чувств, гордости и мужества,
огромного жизненного опыта и страстной
убежденности в правоте своего дела.

— Он выступает как выразитель взглядов и
патриотических чувств запорожских казаков.

Д) Какие чувства у казаков вызывает речь Тараса.

— Речь его находит отклик в душе казаков. Все,
старые и молодые, объединяются общим чувством
любви к Родине и единым стремлением её защищать.

е) Назвать главный конфликт нашей повести.

(Конфликт – это слово записано на доске из
“Краткого словаря литературных терминов”
стр.458. Учебник. Литература. 6 класс.)

Конфликт — столкновение, противоборство
персонажей или каких-либо сил, лежащее в
основе развития действий литературного
произведения.

2) Назвать героев – запорожцев? (Один ученик,
вызванный к доске, записывает героев —
запорожцев).

— Тарас Бульба, Остап, Кукубенко, Степан Гуска и
его курень, Мосий Шило, Балабан …

3) Работа с текстом.

а) Найдите в тексте, как автор описывает героя –
атамана Кукубенко?

(зачитывается текст)

б) Почему для характеристики этого героя, автор
использует глаголы, какова их роль:

  • закипел атаман…
  • разом вбился
  • в гневе иссек
  • отбил одну пушку

…Глаголы передают динамику действия, порыв,
готовность героя погибнуть в кровавой сечи за
Родину. Эти глаголы говорят нам о том, что
Кукубенко — храбрый воин, который полон злобы и за
отчизну “иссечет”, “отобьет” оружие и убьет. Он
сражается за любимую родину, за товарищей, за
“веру христианскую”.

2. Прочитайте, как сражается атаман Степан
Гуска
и его курень? (Зачитывается текст)

…Гуска отбил главную пушку. Там, где прошли
незамайновцы – там улица, где поворотились – там
уже и переулок.

а) С героями каких произведений фольклора,
можете сравнить образ Степана Гуски и его куреня
– незамайновцев?

— Автор своих героев сопоставляет с героями
былин и сказок. Гуска как былинный герой Илья
Муромец, смелый, красивый в бою.

б) Какие художественные средства использует
автор, описывая запорожцев?

— Гиперболу.

в) Почему Гоголь обращается к приемам народного
творчества?

— Обращение автора к приемам народного
творчества в изображении боя дает представление
о силе и храбрости казаков, похожих на Илью
Муромца, многих других богатырей.

— Автор помогает выразить народную точку зрения
на происходящие события. Гоголь передает
патриотические чувства казаков, отдавших, как и
герои былин, все свои силы и свою жизнь защите
родины.

4. Найдите в тексте эпизод описания борьбы Мосия
Шило
?

а) Как автор дает нам описание портрета Мосия
Шило?

Как портрет героя помогает раскрыть его
качества характера?

— Мосий Шило – рыцарь, герой. Одет по-рыцарски, в
наплечниках, зерцале, в медной шапке.

— Герой в рыцарских доспехах сражается за честь
поруганной родины.

б) Можно ли назвать поведение Шило рыцарским?

— Для Гоголя М.Шило – рыцарь. Рыцарь – защитник
русской земли. Рыцарские качества характера
отличают героев-защитников. “Пошатнулся Шило
и почуял, что рана была смертельна. Упал он,
наложил руку на свою рану и сказал,
обратившись к товарищам: “Прощайте, паны братья,
товарищи! Пусть же стоит на вечные времена
православная Русская земля и будет ей вечная
честь!”

5. Как в бою сражается Остап?

— Сражается как герой, приходит на помощь
казакам, помня основной закон товарищества.

— Отец поддерживает своего сына: “Остап, не
поддавайся”, “Добре, сынку! Добре, Остап ”. Автор
сравнивает его со львом, он сочетает в себе
рыцарские качества льва. Он подобен былинным
героям, похож на Илью Муромца, который не
поддастся темной силе. Он молчалив, спокоен,
рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции
отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема
выбора, нравственной двойственности, колебаний
между чувствами и долгом. Безоговорочно
принимает Остап запорожский быт, идеалы и
принципы старших товарищей. Почтительность
никогда не переходит у него в угодливость, он
готов сказать свое мнение, но с уважением
относится к мнению других запорожцев. Остап
видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья,
свои и чужие. Он прямодушный, отважный, верный и
суровый воин. В бою он сражается как герой. Его
сотоварищи по Сечи тоже герои.

6. Посмотрите в текст, как сражаются и умирают
запорожцы?

а) Прочитайте о Балабане? Скажите, какое
самое главное слово использует Гоголь,
характеризуя своего героя?

— Доблестнейший

б) В какой форме употребляется это
прилагательное? Почему автор использует это
прилагательное для характеристики Балабана?

— Прилагательное употребляется в превосходной
степени.

— Балабан — сильный, мужественный человек. Перед
своим героем автор преклоняется и выражает свою
любовь и уважение.

в) Обращается ли автор к приемам народного
творчества, изображая смерть Балабана?.. И других
запорожцев?

— Балабан умирает как герой, все силы и свою
жизнь отдав защите родины. Почуяв предсмертные
муки, умирает со словами: “ Пусть же цветет вечно
Русская земля!”.

В свой последний час запорожцы думают не о себе,
а о великом деле, которому отдают свою жизнь.

7. К какому выводу приходит автор, описывая
запорожцев в бою?

— Все герои честно, мужественно, доблестно
сражаются за Родину.

— Родина дороже всего на свете.

— Предназначение человека – свято любить свою
Родину беззаветно ей служить.

Это главная мысль повести. Значит — это идея
повести.

Итак, мы назвали основную идею произведения.

8. Так почему же события II боя – кульминация
повести?

— Автор разрешил художественный конфликт в
кульминации, выразил главную идею.

— Все герои умирают, уходят в бессмертие.

— Умирая, казаки понимают, что борьба не
закончена, что смерть их не напрасна, она нужна
для будущей победы. Родина остается. “Пусть же
вечно цветет русская земля” — основная идея
кульминации.

III. Гоголь завершает героическую эпопею
своих любимых героев.

9.Скажите, как называется составной элемент
композиции, где завершается развитие действия?
Посмотрите словарь, кто забыл.

— Развязка.

Вместе со смертью героев — запорожцев наступает
развязка, хотя повесть до своего логического
завершения не подошла. В плену находится Остап, и
народный герой Тарас Бульба совершит свой
великий бессмертный подвиг.

а) Подумайте, какой образ повести логически
завершен в кульминации?

— Образ сына Тараса Андрия?

б) Почему автор, рассказывая о героизме
запорожцев, вводит в кульминацию рассказ о
бесславной жизни и смерти Андрия?

— Автор, рассказывая о героизме запорожцев, не
случайно вводит в кульминацию рассказ о
бесславной жизни и смерти Андрия.

в) Прочитайте, как Гоголь подчеркивает красоту
Андрия, когда он появляется на поле боя.

“…Впереди других понесся витязь всех бойчее,
всех красивее. Так и летели черные
волосы из-под медной его шапки; вился
завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками”;
“Он понесся, как молодой борзой пес, красивейший,
быстрейший и молодший всех в стае”

Что говорят детали портрета?

— “ завязанный на руке дорогой шарф”? Андрий
перестал быть воином, патриотом, товарищем: он
уже только “жадный заслужить навязанный на руку
подарок”. Употребление слова “ пес” по
отношению к людям выражает презрение. Так
говорят о человеке, готовом на любые низкие
поступки.

— Слово “стая” в этом контексте дополняет
отрицательную характеристику персонажа, оно
ассоциируется у нас с сочетанием «стая
волков». Стая волков — это своего рода семья, а
это говорит о том, что Андрий уже и не вспоминает
про то, что он воюет против отца, против родной
семьи, для него теперь семья — это полячка. Волк –
это хищник, преступник. А Андрий — это и есть
преступник, который предал все родное: веру, отца,
брата, товарищей. Он совсем не патриот, ведь
предательство — это непростительная ошибка
человека.

— “Он был и мертвый прекрасен: мужественное
лицо его, недавно исполненное силы и
непобедимого очарования, все еще выражало чудную
красоту; черные брови, как траурный бархат,
оттеняли его побледневшие черты”. В этом
портрете автор уже не дает герою отрицательную
характеристику. Наоборот, он подчеркивает
мужество и красоту Андрия, тем самым обращая
внимание читателя на трагедию жизни и смерти
молодого казака, изменившего Отчизне, но до
последней минуты оставшегося верным своей любви.

г) Почему в диалоге с отцом отсутствует речь
героя: “Андрий был безответен”. Однако “ видно
было, как тихо шевелились уста его и как он
произносил чье-то имя”.

— Что дает для понимания образа Андрия
внутренняя речь?

— Такое противопоставление (антитеза как
художественный прием) подчеркивает
сознательность выбора Андрия, трагизм его
положения: он считает себя виновным перед отцом,
но он любит полячку и, отрекаясь от отчизны,
матери, братьев, остается верен ей до последней
минуты жизни.

Д) Как относится автор к своему герою?

— Отношение к персонажу, выраженное в прямой
авторской характеристике, становится более
очевидным, благодаря использованию эпитетов и
сравнений, анафоры, одинакового построения фраз
(изобразительно – выразительные средства): “ Как
хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой
барашек, почуявший под сердцем смертельное
железо, повис он головой и повалился на траву, не
сказавши ни одного слова”. Более того все детали
характеризующие Андрия в авторском отношении к
нему, связаны с понятием “живое”: “колос”,
“барашек”. Ряд слов, характеризующих
сыноубийцу, напротив — с “неживым”: “серп”,
“железо” Пожалел брата и Остап. “Живым”
сделает автор и описание мертвого Андрия,
характеризуя тем самым его образ-образ глубокой
трагической силы и любви к жизни.

Самое главное преступление для Тараса –
измена Отчизне, общему делу. Он гораздо выше
ставит родство по духу, чем по крови.

Итак, какую роль играет кульминация как элемент
композиции?

1) Автор в кульминации разрешил главную идею,
заложенную в повести.

2) Разрешил художественный конфликт.

3) Показал обобщающий образ героя – запорожца.

4) Выразил свой эстетический идеал.

Домашнее задание. Задание на выбор.

Написать сочинение о понравившемся герое или
сравнить Остапа и Андрия в бою.

Схема к уроку “Кульминация
повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”

(создается в процессе урока)

Библиография

  1. Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”, 9 глава.
  2. Учебник “ Литература” 6 класс. Авт.- сост. М. Б.
    Ладыгин,
  3. Н. А. Нефедова, Т. Г. Тренина. Москва “ Дрофа”.
  4. Учебная статья “Николай Васильевич Гоголь”.
  5. Краткий словарь литературных терминов. Учебник
    “ Литература” 6 класс.
  6. Учебник-хрестоматия. Под редакцией М. Б.
    Ладыгина,
  7. Н. А. Нефедовой. В лаборатории словесности. Как
    определить способы создания художественного
    образа персонажа в произведении.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *