Конспект урока русской литературы в 11-м классе Нам бы про душу не забыть… по рассказу В.М. Шукшина Чудик

  • Панкова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • приобщение учащихся к творчеству В. М. Шукшина;
  • формирование представления об особенностях
    героев Шукшина;
  • формирование навыков анализа художественного
    текста;
  • воспитание гуманного отношения к людям;
  • развитие умения аргументировать собственную
    точку зрения.

Оборудование: портрет В. М. Шукшина,
фотоколлаж о деревенской жизни, произведения
Шукшина, иллюстрации и видеофильм учащихся,
аудиозаписи.

Эпиграфы к уроку:

Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко
добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем
на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к
другу, подобрее…

В.М. Шукшин.

Мне больно, ведь душа проходит,
Как молодость и как любовь…

С. Есенин.

Ход урока.

1. Слово учителя.

(Звучит мотив песни “Калина красная”)

В искусстве уютно быть свободною булкой
французской,
Но так не накормишьни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой
С калиною красной вприкуску, черняшкою той,без
которой немыслим народ.

Е. Евтушенко.

Вновь у нас на уроке Василий Макарович Шукшин.
Удивительно талантливый и разносторонне
одаренный человек — актер, прозаик,
киносценарист, режиссер.

На прошлом уроке состоялась наша первая
встреча с этим замечательным человеком. Я думаю,
что сегодня он станет вам еще ближе, надеюсь, что
каждый унесет с урока частичку его души и не
растеряет ее, а приумножит на своем жизненном
пути.

Дома вы прочитали статью, посвященную
творчеству Шукшина, и я хотела бы услышать от вас,
что нового вы открыли для себя. В чем же для вас
заключается уникальность творческой личности
Шукшина? (ответы учащихся)

… Деревня.…С ней связан был Василий Макарович
кровными узами, за нее болел душой. Вслушайтесь в
эти звуки, всмотритесь в эти картины ( просмотр
видеофильма о деревне, снятого учащимися). Порой
они бередят душу и городского жителя. Помните,
один из героев Шукшина говорил: “… Да если
хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из
деревни. Надо газеты читать! Што ни фигура,
понимаешь, так – выходец, рано пошел работать”.

“Деревня, видите ли! Да там один воздух чего
стоит! Утром окно откроешь – как, скажи, обмоет
тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да
запашистый, травами разными пахнет, цветами
разными…” А что такое деревня для вас? (ответы
учащихся)

Шукшин принес в литературу нового героя —
сельского мужика. Сегодня мы поговорим об одном
из них – Чудике.

К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ,
поразмышляли над ним. Мне бы хотелось, чтобы вы
поделились своими мыслями друг с другом и со
мной.

2. Беседа по вопросам.

— Рассказ назван “Чудик” по прозвищу главного
героя. Почему “чудик”, а не “чудак”? Если мы
обратимся к толковому словарю, то разницы особой
и не видно.

(обратимся к записи на доске)

Чудакчеловек со странностями
поведения, поступки которого вызывают
недоумение, удивление у окружающих.

Чудик – (прост) – то же, что и чудак. (по
словарю С. И. Ожегова)

Почему же из этих двух слов Шукшин выбрал
второе?

— Какое первое впечатление производит Чудик?

— Да, действительно, и смешно, и жалко. Ведь это
вроде бы не человек, а сплошное недоразумение, “22
несчастья”. Чудик постоянно попадает в нелепые
ситуации. Давайте вспомним, в какие именно?

(сцена в магазине, в самолете, в поезде, эпизод с
телеграммой, случай с невесткой)

— Как реагируют на эти выходки окружающие?
Приведите примеры из текста.

Чтение по ролям сцены “Чудик в аэропорту”
(группа подготовленных учащихся)

— Почему Софья Ивановна невзлюбила своего
деверя? ( Словарная работа: Деверь – брат мужа.)
Мне бы хотелось адресовать этот вопрос девушкам.
Встаньте на место этой женщины, взгляните на это
чудо-коляску (обращаемся к одной из иллюстраций)
и поделитесь своими мыслями. Какой была бы ваша
реакция, смогли бы вы понять подобное “народное
творчество”?

— А может быть, другая женщина – жена – понимает
его?
— “Да почему же я такой есть – то?” — рассуждал
Чудик. Какой?
— Шукшин сообщает читателю, что Чудик больше
всего боялся хулиганов и продавцов. Как вы
думаете, почему? Чего же все-таки опасался Чудик?
— Как вы думаете, изменится ли когда-нибудь Чудик?
Почему вы так решили?

— А почему его — такого честного, мечтательного,
доброго – не понимают люди? Обратите внимание на
слова С. Есенина (эпиграф). Как вы понимаете слова:
“душа проходит”? Чем опасно это явление?

— Парадокс: человек стремится помочь другому,
порадовать его, и натыкается на непонимание, на
грубость. Не случалось ли вам бывать в такой
ситуации?

— Герой рассказа зовется Чудиком. И только в
конце мы узнаем его полное имя, отчество, фамилию,
место работы, интересы. Что дают для понимания
смысла произведения и характера героя избранные
автором композиционные особенности?

— Василий Князев – один из галереи шукшинских
героев. Вспомните героев других рассказов. Какие
их поступки говорят о принадлежности к такому
роду людей?
— Как Шукшин относится к своим “чудикам”? Что
роднит его с его героями?

Шукшин писал: “Есть люди, в городе или на селе,
которые окружающим кажутся странными. Их зовут
“чудиками”. А они не странные и не чудаки. От
обычных людей их отличает разве только то, что
талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их
судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не
живут… Они украшают жизнь”.

— А встречали ли вы подобных “чудиков” в
реальной жизни? Расскажите о них.

3. Выступление ученика с сообщением на
тему “ Изображение “чудиков” в родной
(татарской) литературе”.

4. Работа по иллюстрациям.

— Сегодня на нашей выставке представлены работы
следующих учеников… Попросим их
прокомментировать иллюстрации, ответить на наши
вопросы.
— Что стремились вы подчеркнуть в этом образе?
— Чем привлёк ваше внимание именно этот эпизод? и
т. д.

5. Подведение итогов. Слово учителя.

Душа человеческая … Порой, взглянув на нашу
жизнь, убеждаешься в том, что забыли о ней.
Немодно это, некрасиво – душа. А ничего
прекраснее в мире нет, и ничто нам так сейчас не
нужно, как простое человеческое тепло и доброта.

Мне бы хотелось, чтоб в душу вам запали строки
Шукшина (эпиграф).

И очень хочется верить, что смотрите вы на мир
неравнодушными глазами и видите то, о чём должна
болеть душа у любого нормального человека.
Продолжите фразу “Мне больно, когда…” (ответы
учащихся).

Заключительным аккордом нашего урока пусть
прозвучит стихотворение современника Шукшина
Николая Рубцова. (читает ученик).

До конца.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
садом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
останется чиста
До конца,
До смертного креста!

6. Домашнее задание: подготовиться к
уроку внеклассного чтения по рассказам В. М.
Шукшина. Тема: “ Изображение деревни в рассказах
Шукшина”.

Мини – сочинение на тему: “ Есть ли место
“чудикам” в современной жизни?”


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *