Определение роль определения в речи

  • Шевцова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • дать понятие о второстепенном члене
    предложения определение его роли в предложении
  • развивать устную, письменную речь.
  • воспитывать любовь к родному языку, литературе

Знать:

  • отличие предложения от словосочетания
  • какую роль выполняет определение в тексте

Уметь:

  • находить в тексе определение и употреблять их в
    речи
  • сформировать представление о второстепенном
    члене предложении – определение.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 5 класс 1 часть под ред.
    С.И. Львова, В.В. Львов
  • учебник “Литература” 5 класс 1 часть под ред.
    Г.С. Меркин
  • презентация к уроку


Ход урока

I. Организация класса

  1. Здоровьесберегающий энергизатор: — что ждёте от
    урока.

II. Пред коммуникативный момент

  1. Актуализация класса – мозговой штурм

— продолжите фразу:

Предложение – это…(по упражнению стр. 127)

III. Коммуникативный момент

1.Работа с текстом.

Сегодня в нашем дворе потерялся маленький
двухмесячный персидский котёнок. Он чёрненький и
доверчивый. Очень просим вернуть по адресу: ул.
Рылеева, д. 53

Прочитайте выразительно текст и ответьте на
вопросы:

— Что перед вами? (объявление)

— Докажите.

— Как бы вы поступили, прочитав его?

— Назовите слова выражающие отношение детей к
котёнку. С помощью каких речевых средств
переданы их отношение?

— Найдите слова в которых выражена информация.

— Что бы вы изменили в объявлении и почему?

— Как бы звучало объявление? (Пропал двух
месячный чёрный персидский котёнок) (Нашедшего
просим принести по адресу ул. Рылеева, д. 53)

2. Работа в тетрадях

— Запишите предложение:

Потерялся чёрный персидский котёнок

— Сделайте синтаксический разбор предложения

— Выпишите словосочетания и произведите разбор.

чёрный персидский котёнок

Прилаг.
Прилаг.
Сущ.

Прилаг. + Сущ. — согласование

— Чем отличается словосочетание от предложения
(неполная информация)

IV. Объяснение нового материала (слайд)

1.Фронтальный опрос

— Дайте понятие: определение – это

— Подберите однокоренные слова к слову
определение. определить)

— Определите способ образования данного слова
(Суффиксальный)

— Что определяет, называет определение в тексте?
(Качество, цвет, возраст,

пароду, т.е. признак предмета)

— Какую ещё могут нести информацию определения?

Физминутка.

2. Работа с учебником литературы

А.С. Пушкин “Руслан и Людмила” Отрывок из поэмы
стр. 124-126

— Выберите словосочетание прилаг. + сущ.

(Златая цепь, дуб зелёный, кот учёный, неведомых
дорожек, невиданных зверей, песчаный и пустой
брег, из ясных вод, грозный царь, тридцать витязей
прекрасных, бурый волк и т.д.)

— Найдите среди них эпитеты и запишите в тетрадь
столбиком и подберите к ним синонимы:

Кот учёный – умный,

Брег пустой – безлюдный,

Ясных вод – прозрачных,

Грозной царь – жестокий,

Прекрасных вод – красивых.

— Уберите из текста определение – эпитеты или
замените синонимами

— Каким стал текс? (Невыразительный)

— Какова роль определения в тексте?

Вывод: Определения делают речь яркой
образной

3. Подготовьтесь к выразительному чтению текста
А.С. Пушкина.

(Определите ключевые слова в строфах
определите темп, интонацию голоса)

— Выразительное чтение текста вслух

V. Рефлексия.

— Каким представляете кота? (Словесное
рисование с использованием определений,
эпитетов)

(Внешний вид, походка, характер)

— Совпадает ли портрет кота, созданный вами, с
иллюстрацией в учебнике?

VI. Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

— Выставление оценок учащимися

Домашнее задание: стр. 138-140 выучить правило, упр.
373 или написать стихотворение “Учёный кот” и
проиллюстрировать


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *