Урок литературы по творчеству В.Г. Короленко Путь к свету. 8-й класс

  • Дидыченко Светлана Валерьевна, заместитель директора по ВР учитель литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательная цель – подготовка
учащихся к восприятию философской тематики
произведений В.Г.Короленко, научить видеть
позицию автора в художественном тексте, раскрыть
содержание логических и литературоведческих
понятий, формирование умения создавать учебный
проект с использованием литературного
источника.

Развивающая цель — создать условия для
формирования коммуникативной (речевой)
компетенции, самостоятельной творческой
деятельности учащихся, способствовать
формированию аналитического мышления и
эмоционального потенциала, интеллектуальных
навыков общения, формирование эмоциональной
отзывчивости учащихся на сложные жизненные
ситуации.

Воспитательная цель – способствовать
процессу духовного развития, формированию
нравственных ценностей, воспитание
самостоятельности, сотрудничества,
коллективизма.

Задачи урока:

  • вовлечь учащихся в размышления о “назначении
    жизни”;
  • использовать воспитательные возможности для
    развития таких качеств личности, как сочувствие,
    целеустремленность.

Оборудование урока:

  • портрет В.Г. Короленко, выставка книг различных
    изданий;
  • листы ватмана, принадлежности для оформления
    проекта;
  • методическая презентация 1 к уроку учителя,
    мультимедиапроектор, компьютер. Презентация 2 и
    фильм о В.Г.Короленко (находится у автора),
    созданные учащимися.

Эпиграф к уроку: “Человек создан для
счастья, как птица для полета”.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический
настрой учащихся на урок.

1 этап мастерской. Индукция
создание эмоционального настроя, включение
чувств учащихся, создание личного отношения к
предмету обсуждения.

Вступительное слово учителя.

Ребята, я вас приветствую на проектной
мастерской! У меня в руках – символическая птица
счастья — это мое пожелание вам. Я надеюсь, что
сегодня эта птица счастья действительно поможет
вам наполнить вас новыми знаниями, жизнелюбием, а
самое главное – понять о назначение человека в
современном мире. И ещё пожелаю вам успешной и
плодотворной работы в Мастерской! Но прежде чем
мы начнем проектировать я хочу представить вам …

Уважаемые участники Мастерской сегодня вам
представиться возможность:

  • поразмышлять о “назначении жизни” и “о
    человеческом счастье”;
  • научиться видеть позицию автора в
    художественном тексте;
  • создать творческий проект с использованием
    литературного источника;
  • определить “Что есть счастье? Для чего создан
    человек?”

2 этап мастерской: “Самоконструкция”. (Индивидуальное
создание текста)

Учитель: Вопросу о том, что такое счастье, где
его границы и в чем его смысл, мы посвящаем нашу
проектную мастерскую. Для счастливой жизни нужно
очень мало. Всё заключается в человеке, в его
образе мыслей, так говорил Марк Аврелий.
Попробуем убедиться в его высказывании.

Задание 1: Запишите слово счастье и
подберите ассоциативный ряд к этому слову,
используя синонимы, антонимы. Ответьте письменно
на следующие вопросы:

  • Что такое счастье?
  • Что необходимо для счастья?
  • В чем заключается счастье для вас?

Сходные понятия: блаженство, удача, успех,
понимание, достижение, преодоление, участие,
радость, здоровье, знание, любовь, доброта,
нежность, забота, благосостояние, исполнение
желаний.

Противоположные понятия: несчастье, беда,
горе, болезнь, потеря, нищета, бедность, смерть,
ненависть, равнодушие, безразличие, непонимание,
неудача.

Принципы счастливого человека:

  • Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их
    счастливыми.
  • Счастье – это найти дело по душе и трудиться
    творчески.
  • Счастье – в преодолении себя, в
    самосовершенствовании.
  • Счастье – в общении с друзьями и родными.
  • Счастье – иметь все необходимое для интересной
    жизни.
  • Счастье – жить сегодня, не задумываясь о
    завтрашнем дне.
  • Счастье – быть здоровым, уметь заботиться о
    здоровье своем и окружающих.
  • Предложите свои принципы.

3 этап Мастерской. “Социоконструкция”. (Работа
учащихся в парах)

Учитель: У каждого человека свой путь, свое
представление о счастье, мы сами строим свою
жизнь. Перед вами открыты двери в будущее. И
каждый хочет быть счастливым. Перед вами
высказывания о счастье известных людей.
Обсудите их в парах и ответьте на вопросы первого
задания.

  • Счастье – чувство и состояние полного высшего
    удовлетворения. (С.Ожегов. Словарь русского
    языка)
  • В жизни есть только несомненное счастье – жить
    для другого. (Л.Толстой)
  • Современный педагог Б.Лихачев, считая счастье
    целью жизни человека, утверждает, что подлинное
    счастье достигается умением организовать свой
    внутренний мир – уметь ставить цель, строить
    планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать
    ее в жизнь.
  • Желание служить благу, должно непременно быть
    потребностью души, условием личного
    счастья…(А.П.Чехов)
  • Стараясь о счастье других, мы находим свое
    собственное. (Платон)
  • Надо верить в возможность счастья, чтобы быть
    счастливым (Л.Н.Толстой)

Беседа по вопросам:

  • Как вы понимаете счастье? Какое из высказываний
    вам наиболее близко?
  • Какого человека, по-вашему, можно считать
    счастливым?

Обсуждение в парах и ответы на вопросы.

4 этап Мастерской. “Социализация”. (Работа в
группах)

Задание 1: Перед вами афоризмы о счастье,
обсудите их в группе.

  • “Счастье не в счастье, а лишь в его достижении”.
    (Ф.М.Достоевский)
  • “За дверью счастливого человека должен стоять
    кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и
    напоминать, что есть несчастные…”. (А.П.Чехов)
  • “Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”.
    (Русская народная пословица)
  • “Не обязательно жить, но обязательно жить
    счастливо”. (Жюль Ренан, писатель)
  • “Где нет стремления к счастью, та нет и
    стремления вообще”. (Блез Паскаль, философ)

Задание 2: Напишите небольшое размышление о
счастье, о принципах счастливого человека, в чем
заключается счастье для вас. (7 минут)

Учитель: Размышляя о счастье, о назначении
человека, о смысле жизни, мы не можем не вспомнить
об одном замечательном русском писателе,
современники которого называли великим
гуманистом, “совестью эпохи, светлым духом”,
“человеком с огромным сердцем”. Одна из групп
приготовила проект к уроку “Судьба Короленко в
произведениях”.

Проект творческой группы “Судьба Короленко в
произведениях”. (Фильм о В.Г.Короленко)

Учитель: Через все творчество Короленко,
демократа и гуманиста, четко проходит проблема
человеческого счастья. Уже в первом своем
художественном произведении “Эпизоды из жизни
искателя” (1878) он утверждал мысль о счастье, как
об активном отношении к действительности. Герои
его рассказов жаждут большой деятельной жизни. В
рассказе “Парадокс” (1894) Короленко
провозглашает афоризм: “Человек…”, который в
устах жалкого калеки, в мире социальной
несправедливости превратился в парадокс.

Беседа по вопросам.

— Что означает слово парадокс? (Парадокс –
мнение, суждение, резко расходящееся с
общепринятым, противоречащее здравому смыслу;
неожиданное явление, не соответствующее обычным
привычным представлениям)

  • Какой вопрос звучит в начале произведения?
  • Какова основная мысль первой части очерка?
  • Перечитайте последний абзац второй части.
    Ответьте на вопрос: К каким размышлениям
    приводит писатель своих героев?

Учитель: Конец второй части нас, читателей,
Владимир Галактионович заставляет задуматься о
том, что жизнь – реальная действительность, не
похожая на игры детства. У каждого из нас мир
неповторимый мир детства, но неминуемо наступает
тот момент, когда в него входит действительность,
и это вторжение человек может запомнить иногда
на всю жизнь, как это случилось с героями очерка
“Парадокс”. В мир фантазии и детства врывается
феномен.

— Что поняли мальчики после встречи с этим
необыкновенным человеком? (Не только, что
“Человек…”, но и тому, что он должен оставаться
человеком несмотря, ни на что, в обстоятельствах,
когда невозможно быть счастливым)

Задание 2: “Возвращаемся к эпиграфу”.

“Человек создан для счастья, как птица для
полета”. (В.Г.Короленко)

Сравнение в афоризме счастья человека с
полетом птицы заключает глубокий смысл. Птица
символ свободы, полет – проявление свободы;

Свобода – необходимое, если не главное,
условие счастья.

Свобода предполагает активное отношение к
жизни, стремление изменить жизнь к лучшему.
Писатель Короленко своим творчеством, своей
общественной бескорыстной деятельностью,
помогал людям не опускать руки, преодолевать
несправедливость, поддерживал их в стремлении к
счастью.

Итак, слова “Человек создан для счастья…”
автором вложены в уста человека, от рождения,
обделенного природой: он без рук, с большой
головой на маленьком туловище, с ногами, не
способными носить даже такое тело.

Подумайте: С какой целью писатель использует
столь разительный контраст и вкладывает
жизнеутверждающие слова в уста калеки?

(Возможно, если бы природа не обделила этого
человека, он, со своим умом, наблюдательностью,
умением разбираться в людях, занял бы достойное
место в обществе и принес пользу окружающим.)

Учитель: Человек все может, но для этого нужно
многое: желание жить, а не просто существовать,
любовь к людям, огромная сила воли и душевная
стойкость. В подтверждении этого я хочу обратить
ваше внимание на людей с ограниченными
возможностями в нашей современной жизни. К уроку
вторая группа учащихся подготовила проект “Люди
с ограниченным возможностями”. Предоставим им
слово.

Выступление творческой группы ребят с
проектом “Люди с ограниченными возможностями в
современной жизни”. (Презентация 2)

Учитель: Вера в осуществимость счастья будит
стремление к деятельности, а для того, чтобы
добиться счастья, нужны труд и воля. “Жизнь
вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется
мне проявлением общего великого закона, главные
основные черты которого – добро и счастье. А если
нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а все
– таки общий закон жизни есть стремление к
счастью. Только это я и пытался сказать своим
парадоксом” В.Г.Короленко.

5 этап Мастерской. “Разрыв”. (Работа в
группах с источниками информации, выходят и
осознают авторскую позицию)

Учитель: Главный вопрос, на который мы
отвечаем на уроке: для чего создан человек?

В ходе обсуждения формируется вывод: судьба
человека зависит от него самого. Хочешь жить
счастливо – не спи, действуй, борись, но не
забывай, что не может счастье строиться на
несчастье других, что не может быть человек
счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и
призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным,
не позволяй жизни пройти мимо тебя.

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,-
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Р.Киплинг, “Заповедь”)

С темой смысла жизни и счастья как достойной
долей человека перекликается и поэтическая
миниатюра “Огоньки”. В 1900 году Короленко
создает миниатюру “Огоньки”, которая стала
любимым произведением передовых читателей тех
лет. Оно имело колоссальный успех в студенческой
и рабочей среде, ходило по рукам в списках,
исполнялось на молодежных вечерах. Оно вселяло
бодрость, уверенность, оптимизм. Наша задача: ещё
раз убедиться, что ни одно слово, ни один знак в
художественном произведении не бывают
случайными.

Работа с поэтический миниатюрой “Огоньки”.

  • Какой рисует автор окружающую обстановку?
    (Темный осенний вечер, угрюмая сибирская река)
  • Какими свойствами наделяется противостоящий
    неприветливый природе огонек? (Он мелькнул – на
    один миг — и пропал; яркий, сильный; сверкает,
    обещает, манит, переливается)
  • Как вы поняли, помогли ли огоньки добраться до
    берега? Символом чего огоньки являлись? (Символом
    надежды на отдых, тепло, покой, уют. Как островки
    счастья)
  • На какие части можно условно разделить
    миниатюру? (1-ая часть – путь по реке, 2-ая часть –
    философское рассуждение автора)
  • Какова основная мысль миниатюры?

Анализ символов в произведении.

Задание 1: Определите символический смысл
следующих слов и выражений:

Путь по реке — Жизненный путь:

Ущелья и скалы – преграды, трудности,
препятствия.

Тьма – тяжелое, беспросветное в жизни (обиды,
потрясения, утраты).

Автор сравнивает жизнь с рекой, текущей в
угрюмых берегах. А с чем можно сопоставить
огонек?

Огонек — надежда на счастье; манящие и
недостижимые, но дающие надежду и силу огни на
реке сопоставляются с мечтой, надеждой, верой,
помогающей преодолевать трудный жизненный путь.

Для достижения светлой цели “приходиться
налегать на весла”

– значит, жить, несмотря ни на что, преодолевая
трудности, идти к намеченной цели.

Задание 2: Определите тему и идею миниатюры.

(Тема — дорога по реке, идея — не терять надежды,
стремиться к своему идеалу)

Учитель: И здесь, как и в первых своих
произведениях, Короленко ставит проблему
счастья и борьбы за него. Говоря об “Огоньках”,
писатель разъяснял: “Жизнь состоит в постоянном
стремлении, достижении и новом стремлении.… Если
при этом люди научатся все больше понимать друг
друга в пути, если будет все меньше отстающих,
если на пройденных путях будет оставаться все
больше маяков, светящих вперед,… — то это и
значит, что счастья будет все больше. Потому что
счастье только в жизни, а жизнь вся – стремление,
достижение, новое стремление”.

1 этап — погружение в проект

Объявление Мастером о проблеме проекта,
сюжетной ситуации и о целях и задачах
проектирования.

Сегодня в Мастерской вы станете на время
авторами проекта обращения к разным людям. Эти
обращения мы разместим в молодежной газете
города “Миг”.

Цель проекта: создать текст обращения.

2 этап – организация проектной деятельности.

  • Организация групп.
  • Планирование деятельности.
  • Выбор формы и способа презентации
    предполагаемых результатов

У 3 групп будут разные обращения: “О назначении
человека”, “О смысле жизни”, “О вере в
счастливое будущее”.

Обращения не только по тематике разные, но и по
адресатам:

1 группа — обращение к сверстникам из
различных субкультур,

2 группа – обращение к детям с ограниченными
возможностями,

3 группа – обращение к сверстникам.

3 этап: осуществление проектной деятельности.
Учитель организует обсуждение полученных в
групповой работе результатов и дает необходимые
пояснения по ходу представления группами
результатов выполнения заданий.

Учащиеся готовят 3 проекта: “Человек создан для
счастья, как птица для полета” (Обращение к детям
с ограниченными возможностями) и “Путь к свету”
(Обращение к сверстникам из различных
субкультур), “И все-таки впереди огоньки…”
(Обращение к сверстникам)

6 этап мастерской. “Афиширование”. (Презентация
проекта)

Учащиеся демонстрируют понимание проблемы,
цели и задач проекта, найденный способ решения
проблемы, рефлексию деятельности и результата,
дают взаимооценку деятельности и её
результативности.

Оценка экспертов: Приложение 1.

Выводы по уроку. В каких бы “угрюмых
берегах” ни текла жизнь, все – таки впереди огни!
Эта мысль является одной из главных в очерке
“Парадокс” и стихотворении в прозе “Огоньки”.
Необходимо “Принимать ее (жизнь) такой, какая она
есть, и не склонять голову перед трудностями.
Надо верить, что “…все-таки впереди – огни!”.
Человек должен идти и дойти до этого света, даже
если рушится последняя надежда. Тогда это
личность цельная; сильный характер. Таких людей
хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди
есть мощь и сила России, её надежда и опора и,
конечно, её свет. Ведь и сам Короленко был именно
таким”.

7 этап мастерской. “Рефлексия”

Ребята, я предоставляю вам право подвести итог
сегодняшнего урока. Достигли ли мы целей,
поставленных в начале урока?

Урок подошел к концу, и мы хотим сказать…

Нам больше всего удалось….

Урок привлек нас тем…

Урок показался интересным…

Сегодня на уроке было трудным…

Учитель: Я надеюсь, что вы будете жить,
следуя своим принципам. Благодарю вас за помощь и
поддержку и на прощанье хочу подарить вам такую притчу:
“Один человек нашел бутылочный осколок, поднес
его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома,
лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему
понравился, но показался обыкновенным, совсем не
ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону
позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он
снова поднес его к глазам, то не увидел людей,
домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел
раньше. Он видел только себя…”. Я желаю вам,
чтобы всегда видели прекрасный мир. Поймите, что
истинное счастье заключено в вас самих. Не
тратьте времени и усилий в поисках довольства,
радости и душевного спокойствия в окружающем
мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, но
лишь, тот, кто дает. Протягивайте руку помощи.
Делитесь. Улыбайтесь.

Приложение 2

Приложение 3


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *