Интегрированный урок Путешествие по маршруту Каргат–Новосибирск–Санкт-Петербург–Хельсинки

  • Пилипенко Надежда Петровна, учитель математики
  • Полиенко Ольга Васильевна, учитель географии

Слайд 1

Цели урока:

  • повторение основных тем 6-го класса: по
    географии: «Географические карты»,
    «Географические координаты», «Масштаб»; по
    математике: «Действия с числами с разными
    знаками», «Пропорции», «Решение уравнений»,
    «Координатная плоскость», «Действия с
    обыкновенными и десятичными дробями»,
    «Округление чисел» и др.;
  • применение устной прикидки и оценки
    результатов вычислений; проверки результата
    вычисления с использованием различных приемов;
  • расширение кругозора, формирование целостного
    представления о мире, основанного на
    приобретенных межпредметных компетенциях;
  • повышение любознательности учащихся,
    стремление к использованию приобретенного на
    уроке опыта деятельности в реальной жизни, за
    рамками учебного процесса.

Оборудование: компьютер, проектор,
настенная карта физическая и политическая
полушарий, настенные карты Финляндии и
России, видеоролик о нахождении полярной
звезды, у каждого учащегося атлас по географии
для 6-го класса и маршрутный лист с заданиями,
карточки с заданиями по математике, презентация
«Математическая география»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: приветствие,
постановка целей урока.

Слайд 2.

2. Учитель географии: Сегодняшний наш
урок называется «Математическая география, или
Путешествие по маршруту Каргат – Новосибирск –
Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки».
География начинается с карты. Давайте обратимся
к карте и мы. Найдите пункты нашего маршрута.
Покажите их на карте России. Новосибирск. Москва.
Санкт-Петербург. Хельсинки. Где это? (Ребята
работают с картой у доски и на месте)

Оказывается, мы отправляемся в путешествие в
Финляндию. Потому, что Россия граничит с
Финляндией. Финляндия – родина мумми-троллей,
Снежной Королевы, Санта-Клауса, фирмы «Нокиа».
Она занимает ведущее место в мире по уровню
охраны природы. Нам есть чему поучиться у этой
страны. Символом любой страны является флаг. Флаг
Финляндии отражает особенности природы этой
страны. Какие? Белый цвет на флаге символизирует
снег, голубой – воду.

Учитель математики: Сегодня у нас
необычный урок. Мы с вами повторим пройденные
темы по математике и географии, убедимся в том,
что они тесно связаны между собой, помогают друг
другу в различных ситуациях.
Начнем работу с небольшой разминки. Устный счет.

Слайд 3.

В кружках мельницы записаны рациональные
числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны
действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить
последовательно действия, продвигаясь по
стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя
последовательно действия по указанному
маршруту, найдите ответ в одном из кружков внизу.
Основная характеристика любой страны – величина
ее территории, или площадь. Самая большая в мире
страна – Россия. Ее площадь составляет 17,1 млн. км2.
Есть страны – карлики, или, как их называют,
микрогосударства, площадью всего несколько
гектаров. Таков, например, Ватикан. А какое место
по площади среди Европейских стран занимает
Финляндия? Чтобы выяснить ответ на этот
вопрос, давайте поработаем с таблицей. Задание:
расставьте страны Европы в порядке убывания их
площади. Определите, какое место займет
Финляндия.

Слайд 4.

Учитель географии. В конце урока вы
сдадите свои контурные карты и путевые листы,
которые вам предстоит заполнить на уроке. На
контурной карте подпишите главные пункты нашего
маршрута. (Правило) Определим географические
координаты пункта отправления и прибытия.
Вспомним, что называется географическими
координатами, широтой, долготой. Итак,
географические координаты Новосибирска 55°с.ш. и
83°в.д. А координаты Хельсинки определите
самостоятельно и запишите в путевой лист (60°с.ш.
25°в.д.).

Путевой лист


Задания

Географические объекты

Выполнение задания

1. Определите географические координаты 1. Новосибирск
2. Санкт-Петербург
3. Хельсинки
1.
2.
3.
2. Определите направление движения Новосибирск – Хельсинки
3. Определите расстояние 1. Новосибирск – Санкт-Петербург
2. Санкт-Петербург – Хельсинки
3. Новосибирск – Хельсинки
1.
2.
3.
4. Опишите погоду в июне в городе Хельсинки

Слайд 5.

Учитель математики: Вы повторили
определение географических координат, а ведь в
математике нам тоже координаты встречались
(повторяем тему координатной плоскости). Задание:
По заданным координатам постройте точки,
последовательно их соедините и назовите
созвездие Северного полушария, которое хорошо
видно на небе с территории Финляндии.

А (– 11; 2), В (– 7; 1), С (– 5; – 2), D (– 2,5; – 4), М (– 3; –
7), N (2; – 9), К (3,5; – 6,5), D (– 2,5; – 4) – первый
рисунок;
Т (6; 11,5), Q (5,5; 13), L (2; 12), R (3,5; 10), Т (6; 11,5), Е (9; 12), S (11; 11), P
(13; 9) – второй рисунок.

Каждый ученик на месте выполняет это задание,
а двое за закрытой доской с целью дальнейшей
проверки. После выполнения задания
просматриваем видеоролик о нахождении полярной
звезды.

Слайд 6.

Учитель географии: Как по карте
определить стороны горизонта? В каком
направлении нам предстоит движение?

Слайд 7

Мы знаем маршрут, направление движения, а
теперь узнаем расстояние, которое нам надо
преодолеть. Как это сделать? Что такое масштаб?
Какой масштаб у карты России в атласе? Измерим
расстояние от Новосибирска до Москвы. Расстояние
равно 2600 км. Самостоятельно посчитайте
расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга (600 км).
Измерим расстояние между Санкт-Петербургом и
Хельсинки с помощью градусной сетки. Как? (335 км).
Эту часть маршрута мы проплывём на корабле. По
какому морю мы будем плыть? Складываем три
расстояния и получаем протяжённость нашего
путешествия.

Слайд 8.

Мы прервемся для разминки
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам продолжать.

Учитель математики: Многое
вспоминается в связи с Финляндией: Родина
мумми-троллей, Снежной Королевы. В Лапландии
находится местность, которая считается родиной
Санта Клауса. А известно ли вам, как называется
эта местность? Нет? Решив примеры, 1-9 и найдя по
таблице-ключу нужное соответствие, вы это
узнаете.

Вариант 1:

  1. Выполнить сложение. – 46 + (– 18) =
  2. Раскрыть скобки и упростить выражение: а + (3 – а)
    =
  3. Найти значение выражения: 3 • (– 2) + (– 3) • (– 4) –
    (– 5) • 7 =
  4. Решить уравнение: – 2 + Х = 4,3
  5. Угадайте корень уравнения: Х + (– 3) = – 11.
  6. Найдите коэффициент произведения: – С • (–
    В).
  7. Представьте в виде десятичной дроби:
  8. В первую половину дня температура изменилась
    на – 4градуса, а во вторую половину дня
    температура изменилась на +10,3 градуса, на сколько
    градусов изменилась температура в течение дня?

Вариант 2:

  1. Выполнить сложение. – 72 + 8 =
  2. Раскрыть скобки и упростить выражение: Х – (Х –
    3) =
  3. Найти значение выражения: 3 • 4 + (– 3) • 2 + (– 5) •
    (– 7) =
  4. Решить уравнение: – 2,1 + Х = 4,2
  5. Угадайте корень уравнения: – 6 + Х = – 14.
  6. Найдите коэффициент произведения: – С • (– В).
  7. Представьте в виде десятичной дроби:
  8. В первую половину дня температура изменилась на
    – 5 градусов, а во вторую температура изменилась
    на + 11,3 градуса, на сколько градусов изменилась
    температура в течение дня?

Вариант 3:

  1. Выполнить сложение. – 48 + (– 16) =
  2. Раскрыть скобки и упростить выражение: к – (– 3 +
    к) =
  3. Найти значение выражения: (– 70) : (– 2) – 2 • (– 6) +
    24 : (– 4) =
  4. Решить уравнение: 10,6 – Х = 4,3.
  5. Угадайте корень уравнения: Х + (– 5) = – 13.
  6. Найдите коэффициент произведения:
  7. Представьте в виде десятичной дроби:
  8. В первую половину дня температура изменилась
    на – 2 градуса, а во вторую половину дня
    температура изменилась на + 8,3 градуса, на
    сколько градусов изменилась температура в
    течение дня.

Вариант 4:

  1. Выполнить сложение. – 71 + 7 =
  2. Раскрыть скобки и упростить выражение: Х + (– Х +
    3) =
  3. Найти значение выражения: (– 2) • (– 6) – 70 : (– 2) +
    24 : (– 4) =
  4. Решить уравнение: 10,7 – Х = 4.4
  5. Угадайте корень уравнения: – 9 + Х = – 17
  6. Найдите коэффициент произведения:
  7. Представьте в виде десятичной дроби:
  8. В первую половину дня температура изменилась на
    – 7 градусов, а во вторую температура изменилась
    на + 13,3 градуса, на сколько градусов изменилась
    температура в течение дня?

Слайд 9.

После выполнения задания ребята узнали
название местности.

Слайд 10.

Учитель географии: А теперь осталось
собрать необходимые вещи в дорогу. Чтобы не
ошибиться с выбором одежды, посмотрим на
климатограмму города Хельсинки. Что вы можете
рассказать о климате этого города? Вывод? (Погода
нас ждёт сырая и пасмурная). Но путешествие будет
интересным. Закончите заполнение путевого листа.

Слайды 11, 12.

Учитель математики. Маршрут
определили, с погодой все выяснили. Чемоданы
собрали. О чем мы забыли? Конечно, о том,
сколько будет стоить наше путешествие?
Уточним курс доллар на данный момент.


Рубли

Доллары

Стоимость путевки

30000

?
Карманные расходы По мере возможностей ?
Итого

?

?

Заполнили таблицу, а теперь сдаем свои тетради
и путевые листы. Запишем домашнее задание: больше
гулять на свежем воздухе, есть здоровую пищу,
готовиться к путешествию, и не забыть, с собой
прихватить учебники географии и математики.

А теперь давайте посмотрим, что нас ожидает в
путешествии (просмотр слайдов с комментариями
учителя и учеников).

Слайды 13-23.

Литература:

  1. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват.
    учреждений/ М34 Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.
    Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 6-е изд. – М.: Мнемозина,
    2000. – 304 с.: ил.
  2. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на
    уроках математики»
  3. Издательский дом «Первое сентября» «Математика
    № 14»
  4. Интернет- ресурсы.
  5. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный
    курс географии 6-й класс. Дрофа М. 2010.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *