Урок истории по теме Древнейшая Греция. Греки и критяне. 5-й класс

  • Корякин Михаил Викторович, учитель истории

Цели и задачи урока:

Образовательные – Создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий по теме «Древнейшая Греция», способствовать формированию знаний о географическом местонахождении, природных условиях Древней Греции. Раскрыть особенности древнейшего периода развития греческой истории. Продолжить формирование умений работать с картой, учебником;

Воспитательные – создать условия для формирования позитивного личностного отношения к проблемам населения Древней Греции. Используя на уроке самостоятельную работу учащихся в группах обеспечить воспитание таких качеств как умение работать в группах, само – и взаимообучение. Создать условия для формирования умения корректно отстаивать свою позицию в процессе самооценки, взаимооценки.

Развивающие – Посредством использования метода проектного обучения, работы в группах и парах, обеспечить развитие интеллектуальных умений и навыков. Используя на уроке работу учащихся с учебником с целью получения информации, обеспечить развитие навыков работы с книгой, другими дополнительными и научными источниками информации. Развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, обобщать, делать аргументированные выводы, вести диалог, развивать картографические умения. Содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса. Способствовать развитию умений анализировать, выбирать главное, составлять схемы, выстраивать логические цепочки.

Оборудование: Учебник «История Древнего мира. 5 класс», авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, презентация к теме урока, карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», презентация к уроку, дидактические карточки, дополнительная научная и энциклопедическая литература.

Тип урока: Изучение новых знаний с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками).

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

Дифференциация обучения: задания базового, среднего и повышенного уровня сложности.

Межпредметные связи (опережающие) география: географическое положение, климат и природные условия Греции.

Прогнозируемый результат: Учащихся получили представление об особенностях природных условий и их влияния на жизнь и занятия населения Древней Греции. В ходе урока формировались коммуникативные (диалог, публичное выступление, общение в группе), информационные (извлечение первичной информации, умение работать с текстом, выделять главное, делать вывод и аргументировать его, обобщать) и компетентность разрешения проблем (умение ставить цели, оценивать свою деятельность и результат работы).

Ход урока

На доске написаны новые слова: Балканский полуостров, о. Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал, Икар.

Приветствие: ХАЙРЕТЕ, ПАЙДЕЙ, КАЛЁЙ КАЙ АГАТХОЙ. Я поздоровался с вами на древнегреческом языке, что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные.

Мотивация. Как вы думаете, почему я поздоровался с вами именно на древнегреческом языке? Сегодня мы с вами совершим путешествие в древнюю Грецию (на слайде тема урока).

Постановка проблемы: Как вы думаете, с чего лучше начать путешествие в Древнейшую Грецию? Что надо знать о новой стране в первую очередь?

Запись плана урока на доске:

  1. географическое положение
  2. климатические и природные условия
  3. население и культура.

Рассказ учителя.

Сегодня мы начинаем изучение новой большой темы – Античность. Эпоха Античности – это период с V–VII вв. до н. э. до V в. н. э., это расцвет Греческого и Римского государств. Более 3,5 тыс. лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена.

Работа с картой и контурной картой. Местоположение Древней Греции (прием «Помоги соседу»). Показ учителем на карте:

– В какой части света находится Греция? Покажите на карте. Не забывайте помочь соседу ориентироваться в атласе.

Древняя Греция – страна на юго-востоке Европы, расположена на Балканском полуострове. Берега полуострова гористые, сильно изрезанные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В морях водится разнообразная рыба и съедобные моллюски.

Подпишите в контурной карте моря, омывающие Древнюю Грецию. Проведите границы на севере страны.

Учитель рассказывает и показывает на карте.

– Страна разделена на три части. Северная и Средняя Греции отделены горами, есть соединяющий их проход – Фермопильский. Средняя Греция соединена с Южной частью (Пелопоннес) Коринфским перешейком. Покажите на карте основные части Греции.
В контурной карте линиями отделите части страны и подпишите их названия.
Найдите и подпишите самую высокую гору в Греции -Олимп, Фермопильский проход и Коринфский перешеек.

– Какими морями омывается Греция? Подпишите названия морей (Ионическое и Эгейское).

– Назовите и покажите на карте города древней Греции? (Микены, Афины, Тиринф, Пилос).

– Какой город является современной столицей Греции? (Афины).

– Назовите самый большой остров, бывший частью Греции и проведите его границы? (Крит).

Климат Древней Греции. Самостоятельная работа. Приём «Верю – не верю».
– Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-».

Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.
В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки.
Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов.
+ В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима.
+ В Греции нет полноводных рек.
+ Земли, пригодной под пашню, в Греции немного.
+ Почти все греческие города стоят у моря.

Проверка выполнения задания со слайда. Кто не сделал ни одной ошибки?

Природные особенности страны и занятия населения. Работа в группах.

– Сейчас мы будем работать в 3 группах.

Правила работы в группах: (на слайде)

– Уважай мнение товарища.

– Терпеливо выслушай товарища.

– Любое мнение ценно.

– В каждой мысли есть доля истины.

У каждой группы есть свое задание.

1 группа. «Мудрые совы».

Я предлагаю вам побыть в роли мудрой совы: самостоятельно прочитайте в учебнике миф «О Тесее и Минотавре», найдите мудрые мысли и выполните задание.

– Дайте краткую характеристику героев мифа о Тесее и минотавре:

  • Минотавр – чудовище с головой быка и телом человека;
  • Дедал – мастер, строитель лабиринта;
  • Ариадна –дочь царя Миноса;
  • Эгей – отец Тесея, царь Афин.

– Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их.

4 Гибель царя Эгея
2 Решение Тесея отправиться на Крит
3 Поединок Тесее с Минотавром
1 Уплата Афинами дани царю Миносу

– Допишите название сооружения, построенного Дедалом на Крите (лабиринт).

И И

– Найдите и вычеркните лишнее в логическом ряду: Эгей, Тесей, Ашока, Минос, Тутмос, Минотавр.

– напишите основные занятия древних греков (мореплавание, торговля, ремесло);

– объясните почему море названо Эгейским? (Царь Эгей бросился с обрыва в это море).

2 группа. «Археологи».

Эта группа будет работать с дополнительными вещественными историческими источниками.

В результате раскопок археологи обнаружили на острове Крит древние дворцы со множеством помещений. Вокруг дворцов располагались города , которые в отличии от греческих городов не имели оборонительных стен. [хрестоматии по истории Древнего мира. Сост. Ю.С. Крушкол и др., Под редакцией Е.А. Черкасовой. -2-е изд., доп. и перераб. –М.: Просвещение, 207. – 257с.]

– Как вы думаете, почему критские города не имели оборонительных стен?

В греческих раскопках так же были обнаружены необычайной красоты кубки, сосуды с изображениями осьминогов, рыб и морских звезд, бронзовое оружие, изящные статуэтки, золотые украшения (музейные экспонаты).

– Какие основные занятия жителей острова Крит (ремесло: гончарное, ювелирное, строительное, оружейное).

– По фрагментам древнегреческой посуды из города Китей и фотографий сделайте об уровне развития гончарного ремесла.

3 группа. «Ученые»

В истории древней Греции до сих пор остались «Белые пятна».

  1. Загадка Критского дворца.
  2. Загадка фресок Кносского дворца.

– Помогите ученым разгадать загадку лабиринта Кносского дворца. Для каких целей был построен лабиринт?

– В чем смысл фресок Кносского дворца?

Поясните свои ответы.

Проведем физкультминутку, прежде чем мы заслушаем выступления трех групп.

– «Защита города». Станьте группой вокруг стола, крепко возьмитесь за руки и покажите соседям, что вы одно целое, крепкое и защищенной государство.

– «Добро». Повернитесь к «жителям соседнего государства» и покажите им жестами, что вы настроены мирно и дружелюбно, готовы к переговорам.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. Учащиеся выступают с результатами своих исследований и дают ответы на вопросы задания, делают выводы.

При выступлении каждой группы на экране демонстрируется фрагмент фильма по содержанию задания.

Подведение итогов урока.

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Знания Ваши нам так пригодились!

Выставление оценок.

Домашнее задание.

  1. Чтение параграфа № 24. Обоснуйте значение фрески «Парижанка»
  2. Прочитайте и объясните смысл мифа «О троянском коне».

Рефлексия.

Придумайте ассоциации к каждой букве слова «Греция»

Г – греки
Р – религия
Е – Египет
Ц –царь Егей
И – Икар, Илиада, империя, Итака
Я – я люблю историю


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *