Власть и народ в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина История одного города

  • Мурхусаева Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: показать враждебность
государственной власти народу и роль
народа в общественном устройстве
государства; доказать актуальность сатиры
М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

  • проверить литературоведческий и бытовой уровни
    усвоения произведения;
  • развивать лингвистические умения: строить
    связное высказывание, давать логичный и
    последовательный ответ;
  • совершенствовать умения доказывать,
    опровергать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать интеллектуальные способности,
    исследовательские умения;
  • воспитывать чувства гражданской
    ответственности и патриотизма.

Оборудование: текст произведения,
экран, компьютер, презентация к уроку,
карточки с текстами стихов, газетные статьи
С.Благодарова, В.Костикова.

Эпиграф: Я совсем не историю предаю
осмеянию, а известный порядок вещей… (М.Е.Салтыков-Щедрин)

Мы разучились сеять и пахать.
Мы научились охать и вздыхать.

(М.Дудин)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– На предыдущем уроке мы разобрались в
идейно-художественном своеобразии «Истории
одного города». Последний урок, посвященный
этому произведению, проведем в форме семинара.
Распределитесь на группы, приготовьтесь к
активной мыслительной деятельности.

– Проверьте себя: хорошо ли вы знаете текст и
особенности этого произведения.

2. Контроль исходного уровня знаний с
последующей взаимопроверкой

Задание на экране.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

а) определение термина
б) определение жанра
в) определение художественных приемов
выразительности произведения
г) определение героев по репликам или описанию.


ВОПРОС ОТВЕТ
1. Культурно-исторические, временные, бытовые
неточности, привнесенные автором в «Историю
одного города»
2. Вид комического, гневное осуждение и
осмеяние пороков общества и личности
3. Какими художественными приемами
воспользовался М.Е. Салтыков-Щедрин в следующих
примерах:

а) Хлеба уродилось столько, что, кроме
продажи, осталось даже на собственное
употребление
б) Голова разевала рот и поводила глазами; мало
того: она громко и совершенно отчетливо
произнесла: «Разорю!»
в)…неумытными устами воспеть хвалу славных оных
Неронов, кои ( ) твердостью и начальственным
дерзновением преславный наш град Глупов
преестественно украсили
г) Слово «чтоб» везде пишется «штоб» и даже
«штоп», слово «когда» пишется «кахда» и проч. Но
это-то и делает рукопись драгоценною, ибо
доказывает, что она вышла ( ) непосредственно
из-под пера глубокомысленного администратора

4. Бред Угрюм-Бурчеева
5. Кому принадлежат эти реплики:

а) – Руки у
меня связаны! А то бы я показал вам, где раки
зимуют!
б) – Не потерплю!
в) – Уйму! Я её уйму!
г) – Мы не то что прочие, которые телом обросли!
Нас, брат, и уколупнуть негде!

6. Жанр «Истории одного города»

Ответы: 1 – анахронизмы, 2 – сатира, 3а – ирония,
3б – гротеск, 3в – сарказм, 3г – ирония, 4 –
г.Непреклонск, 5а – Бородавкин, 5б – Органчик, 5в –
Угрюм-Бурчеев, 5г – глуповцы, 6 – антиутопия

Учащиеся обменялись работами. Правильные
ответы выводятся на экран. Обсуждение ответов,
выявление результатов:10-12 ответов – 5; 8-9 ответов
верных – 4; 6-7 – 3.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА.

– Какова основная проблема, поставленная
Салтыковым-Щедриным в «Истории одного
города»?

3. Объявление темы урока

Начало демонстрации презентации к уроку.
Слайды 1, 2, 3

Работа с эпиграфом:

– Предположите, что будет в центре нашего
внимания? Кто эти «мы» в двустишии М.Дудина? Слайд
4

а) Постановка проблемы: Каковы взаимоотношения
народа и власти?

– Кто представляет власть в «Истории»? Слайды
5, 6, 7, 8, 9

Ученики работают в группах по 4 человека.
Каждая группа получила домашнее задание.

б) Рассказы учеников о градоначальниках:
безмозглых, деспотах, либеральных по плану.
в) Комментарий ученицы к нарисованным
иллюстрациям. На рисунках Прыщ, Органчик.
г) Комментарий ученика к «Оправдательным
документам».

– Какова же эта власть?

Ученики формулируют свои оценки и делают
вывод.

– Продолжите предложение: Градоначальники –
это…

Вывод: Градоначальники – функция
карающая, пресекающая и взыскивающая

Слайд 10, 11

– На чем держится деспотический режим ?

– Кто позволяет градоначальникам издавать
такие законы и терпеливо сносит все, что
взбредет им в голову? Слайды 12, 13

4. Рассказы учеников об отношении
глуповцев к градоначальникам в ситуациях:

– когда они ждут нового правителя;
– когда они впервые встречаются с ним;
– когда они в смятении.

– Какие чувства вызывают у вас глуповцы?
Охарактеризуйте «народонаселение»
г.Глупова.
– Продолжите предложение: Народ в «Истории
одного города»… Слайды 14, 15, 16

Обсуждение ответов в группах, представление
своих оценок.

Вывод: Деспотический режим
устанавливается там, где народные массы
пассивны, неразвиты, покорны.

Слайд 17

– Нуждаемся ли мы сейчас в таком
предупреждении?
– Актуально ли произведение С-Щ.?

5. Постановка проблемы

– Возможна ли такая ситуация сейчас?

Большинство отвечает, что такая ситуация
в наше время невозможна.

– Обратимся к произведениям, созданным разными
людьми: писателями, поэтами, журналистами – в 20
веке.

Слайд 18

Учащимся раздаются тексты.

В.Воинов.

МЫ

Прозаические стихи или стихотворная проза

Мы – сыны равнины дикой,
Мы – враги кривых путей,
Мы идём к мечте великой
Под весёлый свист … полевого ветра.
Наше право за границей
Широко блюдут послы,
Указуя нам десницей
Путь, куда идут … осторожные люди.
Наши боги очень строги,
Но режим у нас не строг,
По бокам прямой дороги –
Что ни сажень, то … отдыхай, сколько влезет.
Берегут нас чрезвычайно,
Не житье, а чистый клад!
Зазеваешься случайно –
В ухо просится … приглашение быть
осмотрительнее.
Даровых «постановлений»
Намело вокруг сугроб;
Вместо «мирных обновлений»
Нам всучили прочный … государственный порядок.
Вам видны теперь причины,
Почему мы по ночам
Просим «мирныя кончины»
Нашим добрым … покровителям из участка.

а) Чтение стихотворения В.Воинова «МЫ» с
угадыванием рифмы. Обсуждение содержания.

б) Слово учителя о книге В.Пьецуха «История
г.Глупова в новые и новейшие времена».

в) Чтение фрагментов статьи
С.Благодарова «Дайте мне спокойно
поворовать!» ( о мэре г.Иваново и его бесчинствах) Слайд
19

– Это конец 20 века!

Вывод: Ситуация может повториться!

Слайд 20

– Почему «История одного города» бессмертна?

г) Поиск причин повторения ситуации с опорой на
статьи В.Костикова: «Народ особого назначения» –
краткая аналитическая экскурсия по истории 20
века; «Как России выйти из мглы?» –
определение отрицательных качеств россиян.
(«Аиф», 2005 – 2006 гг.)

Слайды 21, 22, 23

– Найдите общие черты, сближающие
глуповцев и нас, жителей России 21 века.

– Общие черты: терпение, невмешательство,
мечтательность.

– Что делать, чтобы не нашлось повода написать
ещё одну «Историю одного города»?

д) «Мозговой штурм». Предложения учеников,
начинающиеся со слов «нельзя» и «надо»,
записываются на компьютер и выводятся на экран. Слайд
24

Нельзя быть пассивным!
Нельзя быть покорным!
Нельзя быть невежественным!
Надо знать свои права
Надо уметь отстаивать свои права
Надо верить в себя
Надо уважать себя.

ОЦЕНКИ ученикам, отвечавшим полно и логично на
протяжении урока.

6. Заключительное слово учителя о
гениальности произведения и прозорливости
сатирика. Слайд 26

Слайд 25. Домашнее задание:
написать отзыв «После урока», перечитать роман
«Господа Головлёвы».

1 уровень: История создания романа.
2 уровень: Жанровая характеристика романа
3 уровень: Композиция романа и её идейное
значение.

Приложение


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *