Мягкий знак после шипящих у слов, называющих предметы. 3-й класс

  • Цурупал Татьяна Борисовна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (103,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • ученик, понимающий, когда в словах
    надо писать Ь и когда не надо писать Ь;

  • ученик, умеющий применять полученные
    знания на практике.

Задачи урока:

  • Определить работу у окончаний.
  • Сравнить работу окончаний.
  • Выявить закономерность правописания Ь после
    шипящих у слов, называющих предметы.

Оборудование: Презентация “Когда
писать Ь после шипящих в словах, называющих
предметы”.

Листы бумаги А-3, фломастер.

Примечание: в презентации слайды
меняются по щелчку.


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

– Что обозначает буква Ь в словах:
конь, письмо, моль, Васька, угольки?

2 слайд. Какая орфограмма есть в словах?

Мяч

Ночь

  • Это орфограмма: мягкий знак после шипящих в
    словах, называющих предметы.

(Здесь и далее под знаком “точка”
написан ответ, который появляется на слайде по
щелчку мыши только после обсуждения детьми
поставленного вопроса).

– Прочитайте школьную пословицу.

3 слайд. Школьная пословица.

Мягкий знак после шипящих просит
знаний настоящих.

4 слайд. Проблемный вопрос: почему в
одних словах пишется мягкий знак, а в других нет?

5 слайд. Значит, эти слова чем-то
отличаются друг от друга?

6 слайд. Как узнать, чем слова
отличаются друг от друга?

  • Надо определить работу окончаний и сравнить её.

7 слайд. Выделите в словах окончания и
определите их работу.

  • Мяч – ед.ч., И.п., м.р..
  • Ночь – ед.ч., И.п., ж.р..

– Сделайте вывод.

В словах м.р. мягкого знака нет, а в
словах женского рода – есть.

– Может ли быть так, что только в этих
словах такое написание, а в других словах будет
по другому?

8 слайд. Найдите отличия между словами
и распределите их по группам.

Товарищ, (много) задач, мышь, плащ,
(около) дач, калач, (с) крыш, помощь,

(для) лыж, рожь, кирпич, дочь, меч, (из)
рощ, вещь.

Время обсуждения – 10 минут.

– Работайте в группах, слова группами
записывайте на листах бумаги фломастером.

Самостоятельная групповая работа.

Проверка и обсуждение сделанного.
Каждая группа показывает свою работу и
доказывает правильность расположения слов в
группах.

9 слайд. Проверь себя.


М.р. И.п. ед.ч.

Ж.р. И.п. ед.ч.

Ж.р. мн.ч.

товарищ

мышь

(много) задач

плащ

помощь

(около) дач

калач

рожь

(с) крыш

кирпич

дочь

(для) лыж

меч

вещь

(из) рощ

– Какой можно сделать вывод?

10 слайд. Вывод:

  • Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих
    предметы, пишется только в словах.

Ж.р. ед.ч.

11 слайд.

Чтобы знать, как писать.
Надо род определять!
Если женский род, то надо
Ь знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь!
Если род мужской у слова –
Нету знака никакого!
И тогда пиши калач,
Врач, малыш, калач и грач!

— Выполните задание. Задание
выполняется устно и сразу сверяется со слайдом.

12 слайд. Подберите синонимы с шипящим
на конце.

  • Доктор – Врач
  • Мелкие деньги – мелочь
  • Неправда – ложь
  • Родник – ключ

13 слайд. Задание для самостоятельных.

Выпишите слова в три столбика. В 1 –
выпишите слова, в которых Ь пишется, и вы можете
объяснить почему. Во 2 – слова, в которых вы
можете объяснить, почему эта буква не пишется. В 3
– слова, в которых вы пока эту орфограмму
объяснить не можете.

Ключ, из-за туч, поплачь, речь, уж,
говоришь, выучишь, тушь, кулич, ложь, спишь, мощь.

– Желающие могут поработать у доски.

– Проверка выполненной работы.

14 слайд. Докажи правильность.

Я знаю – Ь

Я знаю –

Я не знаю

речь

ключ

поплачь

тушь

из-за туч

говоришь

ложь

уж

выучишь

мощь

кулич

спишь

15 слайд. Что общего в словах третьего
столбика.

  • Эти слова называют предметы.

16 слайд. Вывод.

Ь пишется:

  • В словах предметах ж.р. ед.ч.
  • В словах признаках.

17 слайд. Подбери слова.

Работать можно группами.

18 слайд. Проверь

19 слайд. МОЛОДЦЫ!

Итог урока: Что нового узнали? Чему
научились?


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *